FullHistoria

Подробно о истории

Морской флот и судоходство во второй половине XIXв. и первой половине XXв.
Страница 3

История » Морской флот и судоходство во второй половине XIXв. и первой половине XXв.

Во второй половине XIX в. на петербургских судостроительных заводах работал талантливый русский корабельный инженер-самоучка Петр Акиндинович Титов. Пройдя нелегкий путь от чернорабочего и подручного до мастера и главного инженера судоверфи, он внес множество интересных предложений по улучшению технологии постройки и конструкции судов. Проекты военных кораблей, разработанные Титовым, признавались лучшими. У П.А. Титова проходил практику выдающийся русский кораблестроитель, академик А. Н. Крылов.

Научная и трудовая деятельность замечательного русского ученого кораблестроителя, механика и математика Алексея Николаевича Крылова началась в 1884 г. в компасной мастерской, которую возглавлял Иван Петрович Колонг. Здесь Крылов написал свои первые работы по магнитно-компасному делу и создал прибор для определения девиации компаса - дромоскоп, превосходивший по качеству и надежности иностранные образцы. В 1888-1890 гг. А.Н. Крылов обучался в Морской академии, которую закончил с отличием, и вскоре сам стал преподавателем - читал лекции по теории корабля. В этот период он написал первый крупный научный труд «Теория мореходных качеств корабля», принесший ему широкую известность. К 1898 г. А.Н. Крылов завершил разработку теории килевой качки, за что был награжден золотой медалью Английского общества морских архитекторов.

В начале XX в. А.Н. Крылов, заведуя опытовым бассейном в Петербурге, внимательно изучал маневренные элементы кораблей и совместно с Макаровым разработал основные положения о непотопляемости морских судов. В это же время он написал трехтомный курс теоретической механики. Последующие научные труды А.Н. Крылов посвятил разработке теории гироскопического успокоителя качки. Большие научные исследования Крылов успешно сочетал с активной деятельностью на постах главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета. Кроме того, Алексей Николаевич читал лекции в Морской академии, работал консультантом Русского общества пароходства и торговли. В 1916 г. Крылов был избран действительным членом Академии наук. Огромный талант Крылова с особой яркостью проявился в советское время в целом ряде фундаментальных научных трудов. К числу известных русских кораблестроителей, работавших в начале двадцатого столетия, принадлежат профессор Иван Григорьевич Бубнов - автор первых обстоятельных научных трудов по строительной механике корабля, Петр Федорович Папкович, Валентин Львович Поздюнин и другие.

Во второй половине XIX и в начале XX в. продолжались дальнейшие научные поиски наиболее точных методов определения места судна, была разработана теория девиации магнитного компаса, на службу мореплаванию пришло величайшее открытие - радио.

С изобретением в XVIII в. хронометра удалось решить одну из основных задач мореходной астрономии - определение долготы места судна в море. Однако для мореплавания крайне необходимо знать широту и долготу места судна одновременно. Существовавшие методы раздельного определения широты и долготы не удовлетворяли моряков, и в 1808 г. Ф. Ф. Шуберт разработал теорию способа одновременного вычисления широты и долготы. Практически приемлемые методы определения были разработаны в 1843 г. американским моряком Т. Сомнером и в 1849 г. офицером русского военно-морского флота М. А. Акимовым. Оба способа требовали достаточно громоздких вычислений. Более простой способ определения координат места судна по высотным линиям положения предложил в 1875 г. французский моряк М. Сент-Илер. Его способ получил широкое распространение и используется до настоящего времени. Русским ученым принадлежит заслуга дальнейшего развития теории девиации магнитного компаса. В 1865 г. известный русский мореплаватель и ученый Иван Петрович Белавенец был назначен начальником компасной лаборатории в Кронштадте, и с этого времени он всю свою деятельность посвятил изучению девиации магнитного компаса. Работы И.П. Белавенца и его ученика И.П. Колонга явились лучшими научными трудами по теории магнитного компаса и нашли широкое применение в практике судовождения. Величайшее открытие науки - радио-родилось и впервые было применено в России 25 апреля (7 мая) 1895 г. В этот день Александр Степанович Попов, преподаватель физики Кронштадтских минных офицерских классов, продемонстрировал «грозоотметчик» - первую приемную радиостанцию. В следующем году он осуществил радиотелеграфную передачу, а в 1897 г. радиосвязь была установлена между двумя военными кораблями: учебным судном «Европа» и крейсером «Азия», находившимися друг от друга на расстоянии трех миль. В период радиопередачи между этими кораблями свершилось еще одно историческое открытие - было замечено отражение радиоволн от корабля, проходившего между работающими корабельными радиостанциями. В последующем отчете, отмечая это явление, А. С. Попов изложил основные принципы радиолокации. Способ радиолокации в дальнейшем разработал немецкий инженер X. Хюльсмайер, получивший в 1904 г. патент на свою работу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Дональд Трамп: "Есть много способов сделать карьеру"
Американский суд мог пустить с молотка сеть казино одного из самых скандальных миллиардеров Америки - Дональда Трампа. Первое большое банкротство почти настигло его 14 лет назад, когда Трамп просадил занятые у банкиров $10 миллиардов. Но тогда он сумел занять еще больше и спас свой бизнес. Сейчас Трампу принадлежат небоскребы в Нью-Йорк ...

Книжное дело.
Один из сподвижников Петра Великого В. Н. Татищев писал когда-то, что человечество пережило только три по-настоящему великих события: изобретение букв, пришествие Христа и открытие книгопечатания. В России первой четверти 18 века значительно увеличилось издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно без основате ...

«Господин Великий Новгород»
«Господин Великий Новгород», как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств. Новгородские земли простирались на огромные расстояния — от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. Получив известность уже в IX в. как центр славянских земель в северо ...