FullHistoria

Подробно о истории

Морской флот и судоходство во второй половине XIXв. и первой половине XXв.
Страница 4

История » Морской флот и судоходство во второй половине XIXв. и первой половине XXв.

Открытие А. С. Попова было широко использовано в судовождении. Были созданы радиотехнические навигационные приборы. В 1906-1907 гг. русский ученый Н. Д. Папалекси проводил успешные опыты с рамочной антенной, а в 1912 г. в России были созданы первые радиопеленгаторы. Развитие радиотехники, с первых дней прочно вошедшей в мореплавание, способствовало значительному совершенствованию судовождения. Главное преимущество радиотехнических средств заключалось в том, что судоводители получили возможность точного определения местоположения судна в условиях плохой видимости, когда существовавшие навигационные и астрономические способы не могли быть использованы.

Наряду с распространением принципиально новых технических средств судовождения продолжались работы по улучшению мореходных приборов и инструментов. Появились новые, более совершенные конструкции компасов, хронометров, секстанов, пеленгаторов, приборов и устройств для определения и уничтожения девиации. Создававшиеся в России мореходные инструменты отличались высоким качеством, но их не хватало для растущего морского торгового флота. Производство отечественных мореходных приборов и инструментов было налажено только в советское время.

Выдающиеся морские экспедиции второй половины XIX и начала XX вв. можно разделить на две группы: кругосветные плавания для продолжения океанографических исследований районов Тихого и Атлантического океанов и высокоширотные экспедиции в Арктику и Антарктику.

Крупнейшей морской экспедицией по изучению Тихого и Атлантического океанов была экспедиция на английском судне «Челленджер» (капитан Нейрс), продолжавшаяся три с половиной года. В первый год плавания (с 3 декабря 1872 по октябрь 1873 г.) под руководством профессора Чарльза Томсона ученые изучали Атлантический океан, а с конца 1873 по май 1876 г. были проведены исследования Тихого океана. Участники экспедиции собрали богатейшие материалы о глубинах океана, температуре воды, течениях, составили карты малоизученных районов и т. д. Результаты экспедиции обобщены в пятидесятитомном собрании научных трудов. В 1875-1912 гг. изучение Атлантического и Тихого океанов продолжалось. Американские, немецкие, голландские мореплаватели открыли ряд глубоководных впадин.

Другим главным направлением научных исследований, осуществлявшихся морскими экспедициями, явились арктические и антарктические районы. Одними из первых во второй половине XIX в. для изучения полярных районов отправились экспедиции Нильса Норденшельда, шведского исследователя, который в период 1853- 1873 гг. совершил несколько плаваний к берегам Шпицбергена и Гренландии. В 1875-1876 гг. Н. Норденшельд изучал условия плавания в Северном Ледовитом океане, для чего прошел на судне от берегов Швеции до устья Енисея. Через два года, в 1878 г., Норденшельд на пароходе «Вега» отправился в трудное плавание по Северному Ледовитому океану, поставив задачу достичь Тихого океана Северным морским путем. В помощь Норденшельду русский золотопромышленник и исследователь Сибири А. М. Сибиряков снарядил и направил три судна, которые сопровождали экспедицию до Енисея и Лены и оказали шведским исследователям большую помощь. После зимовки в Колючинской губе Чукотского полуострова Н. Норденшельд в 1879 г. благополучно вышел в Тихий океан, впервые осуществив плавание по Северному морскому пути. В честь заслуг в освоении Арктики именем Норденшельда названы острова в Карском море, мыс и залив на Новой Земле. Несколько исследовательских экспедиций в Арктике организовал знаменитый норвежский океанограф Фритьоф Нансен, разработавший проект достижения Северного полюса на дрейфующем во льдах судне. Осенью 1893 г. Ф. Нансен на экспедиционном судне «Фрам» начал дрейф в районе Новосибирских островов, продолжавшийся около трех лет. В период дрейфа Ф. Нансен оставил «Фрам» и намеревался пройти к полюсу, но попытка не удалась. Нансен возвратился к Земле Франца-Иосифа, а затем в Норвегию. Дрейф «Фрама» закончился в районе Шпицбергена летом 1896 г. Экспедиция выполнила обширные океанографические и метеорологические наблюдения, на основании которых было открыто влияние суточного вращения Земли на дрейф льдов в Северном Ледовитом океане. Заслуги Нансена отмечены избранием его в почетные члены Петербургской академии наук. Имя выдающегося норвежского полярного исследователя навеки вошло в историю изучения и освоения Арктики, его именем назван подводный хребет в Северном Ледовитом океане между Гренландией и Шпицбергеном. Первые арктические экспедиции второй половины XIX в., возглавлявшиеся Н. Норденшельдом и Ф. Нансеном, несмотря на значительные научные результаты, раскрыли только некоторые из тайн Арктики. Многое осталось неясным, и поэтому в последующие годы для дальнейшего изучения арктических районов были предприняты новые морские путешествия. В 1892-1906 гг. американский исследователь Роберт Пири изучал Гренландию, а в апреле 1909 г. он достиг Северного полюса. Р. Пири составил описание ледового режима арктических районов. К числу известных полярных мореплавателей принадлежит норвежский исследователь Руаль Амундсен, возглавлявший несколько арктических и антарктических экспедиций. Одно из первых плаваний Р. Амундсен осуществил в 1903-1906 гг. на промысловом судне «Йоа» от Гренландии до берегов Аляски. В конце 1910 г. Р. Амундсен на судне «Фрам» отправился к берегам Антарктиды. В октябре следующего года он и четыре участника экспедиции вышли от места стоянки «Фрама» у ледяного барьера Росса к Южному полюсу, которого достигли 14 декабря 1911 г. В период 1918-1920 гг. Р. Амундсен на судне «Мод» прошел по Северному Ледовитому океану от берегов Норвегии до Чукотки. После этого плавания он участвовал в двух воздушных экспедициях в полярные районы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Договоры и торговля с Византией
Ежегодно летом русские торговцы являлись в Царьград на торговый сезон, продолжавшийся 6 месяцев; по договору Игоря никто из них не имел права оставаться там на зиму. Русские купцы останавливались в предместье Константинополя у св. Мамы, где находился некогда монастырь св. Маманта. Со времени того же договора императорские чиновники отби ...

Предпосылки отмены крепостного права. Социально-экономическое и политическое положение России в первой половине XIX в.
Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечивающим утверждение капитализма. Причиной, заставившей правительство пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы. Существование крепостного права обусловливало экономическую и политическую отсталость России. Развитие промышленности, подъем сельского хозяйства ...

Предпосылки формирования режима консульства во Франции. Его легитимация. Разработка структур Конституции 1799г., краткая характеристика основных институтовю Революционное правительство. Термидориан
Во Франции сложилась система управления, которая получила название революционного правительства. Декрет об организации временного революционного правительства был издан Конвентом 4 декабря 1793 г. Но еще до этого Конвент отказался от принципа разделения властей и сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной вл ...