FullHistoria

Подробно о истории

Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности
Страница 2

История » Внешняя политика Казахстана в 90-х - начале XXI века » Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности

В декабре 1991 года, в момент распада СССР, Казахстан подписал с руководством России, Украины, и Белоруссии Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия, согласно которому стороны обязались:

не применять ядерное оружие первыми;

совместно осуществлять управление ядерным оружием из единого центра;

вопрос о его применении решать только по согласованию со всеми президентами;

не передавать его в третьи руки;

до 1 июля 1992 года вывести в Россию тактическое ядерное оружие.

Что касается стратегического ядерного оружия, то до весны 1992 года Казахстан выступал за укрепление режима нераспространения ядерного оружия, подразумевая при этом, что Казахстан обязуется не передавать ядерную технологию, ядерные материалы и средства другим государствам, но не откажется от статуса ядерной державы сам. В начале 1992 года Н. Назарбаев заявил, что Казахстан не собирается демонтировать находящееся на его территории стратегическое ядерное оружие, пока этого не сделают Россия, Китай и США. То есть, Казахстан попытался занять по вопросу о ядерном разоружении такую же позицию как Лондон, Париж и Пекин.

Реакция внешнего мира, в первую очередь России и США, на ядерные планы Казахстана была негативной. На руководство республики стали оказывать давление в отношении вывода ядерного оружия. В ходе визитов в Казахстан госсекретаря США Д. Бейкера в марте 1991 года, министра иностранных дел Великобритании Д. Хэрда, Франции - Р. Дюма, заместителя госсекретаря США Р. Бартоломью в начале 1992 года эти страны ясно дали понять, что расширение круга ядерных держав было бы нежелательно и что Казахстану следовало бы отказаться от ядерного оружия. Их аргументы сводились к следующему:

становление Казахстана в качестве ядерной державы само по себе является нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);

оно подстегнуло бы ядерные амбиции "пороговых" государств (Индии, Пакистана, Ирана), которые могли бы расценить появление нового ядерного государства, имевшего непосредственные интересы в Азии, как угрозу своим позициям.

Давление Запада сыграло свою роль. Во время первого официального визита Н. Назарбаева в США в мае 1992 года, Казахстан объявил о присоединении к ДНЯО в качестве безъядерной державы в обмен на гарантии США обеспечить безопасность Казахстану и обязался демонтировать и вывезти в Россию ракетно-ядерное стратегическое оружие с возмещением республике стоимости урана в ядерных боеголовках. На эти цели американцами Казахстану было выделено 84 млн. долларов США.

23 мая 1992 г. в Лиссабоне Казахстан, Беларусь, Россия, Украина и США подписали протокол к ДНЯО, в качестве стран, не обладающих ядерным оружием.

2 июля 1992 года наша страна ратифицировала Договор о стратегических наступательных вооружениях и Лиссабонский протокол к нему. В декабре 1993 г. Верховный Совет ратифицировал ДНЯО. Тогда же между Казахстаном и США было подписано Соглашение об уничтожении пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) шахтного базирования.

В июле 1994 году Казахстан подписал с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЕ) Соглашение о гарантиях, которое было ратифицировано Верховных Советом в 1995 году.

В декабре 1994 года, во время Будапештского совещания СБСЕ, был подписан Меморандум о гарантиях безопасности Казахстану со стороны депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия - России, США и Великобритании, в котором содержались обязательства о неприменении силы против территориальной целостности и политической независимости Казахстана, об отказе от экономического принуждения. Позже свои гарантии прислали КНР и Франция.

В мае 1995 года последние ядерные боеголовки были вывезены с территории Казахстана. Казахстан де-факто стал безъядерным государством.

В 1992 году Казахстан присоединился к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ОБСЕ), подписав и ратифицировав Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора и Итоговый Акт переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе.

В январе 1993 года Казахстан подписал Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, которая вступила в силу в 1997 году.

Важным направлением внешнеполитической деятельности нашей страны в области международной безопасности стало налаживание сотрудничества с международными организациями по безопасности, в первую очередь, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ В январе 1992 года Казахстан был принят в ОБСЕ, в стране было создано и функционирует представительство ОБСЕ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Введение. Основная мысль данного времени
История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер: истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единст ...

Содержание реформаторской деятельности Петра I. Условия и предпосылки петровских реформ.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских ст ...

Характер политической надстройки
Токугавский сегунат существовал в период начавшегося кризиса феодальных отношений в Японии, характеризовавшегося дальнейшим усилением эксплуатации крестьянства. Это был период острой классовой борьбы и многочисленных выступлений японских крестьян против феодального гнета и режима Токугава. Основной целью токугавского режима было держат ...