FullHistoria

Подробно о истории

Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности
Страница 1

История » Внешняя политика Казахстана в 90-х - начале XXI века » Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности

С момента провозглашения независимости, Казахстан своей главной целью ставил участие в создании системы коллективной безопасности мирового сообщества и заявил, что будет добиваться:

урегулирования конфликтных ситуаций исключительно мирным путем, посредством переговоров в рамках международного права;

свертывания гонки вооружений на Земле и недопущения ее в космосе;

поэтапного сокращения всеми государствами мирового сообщества своих вооруженных сил, минимально достаточного для обороны;

сокращения производства и испытания всех видов оружия массового поражения, и в первую очередь ядерных, с перспективой их полной ликвидации;

запрещения использования существующих и создания новых технологий для производства оружия массового поражения; недопущение экспорта материалов и технологий, способствующих созданию и распространению оружия массового поражения;

уничтожения химического оружия;

взаимной открытости в военной деятельности и осуществление мер в области укрепления доверия и безопасности;

трансформации военно-политических союзов в новые структуры коллективной и всеобъемлющей системы международной безопасности.

Деятельность нашей страны на международной арене в области международной безопасности развивалась по двум основным направлениям: глобальная международная безопасность и региональная международная безопасность.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Казахстан в качестве суверенного государства, стала проблема ядерного оружия, находившегося на территории республики.

После распада СССР Казахстан нежданно-негаданно приобрел статус ядерной державы, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. На территории Казахстана продолжали нести боевое дежурство 108 ракет с 10 боеголовками каждая (всего 1400 боеголовок). Кроме них, на территории Казахстана было размещено 40 стратегических бомбардировщиков ТУ-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами. Здесь же были созданы уникальные объекты для испытания ядерных устройств и запуска ракетно-космической техники (Байконур, Семипалатинск, Сары-Озек).

Наличие ядерного оружия, по оценкам аналитиков, имело для Казахстана как плюсы, так и минусы.

К положительным факторам можно отнести следующие моменты. Ядерное оружие - показатель приобщенности страны к научно-техническим достижениям современной цивилизации; обладание им повышает международный престиж, могло бы стать "козырной картой" в политических переговорах с Западом. Кроме того, благодаря ядерному оружию Казахстан мог бы претендовать на роль ведущей силы и выступать гарантом стабильности не только в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Кыргыстан, Таджикистан), но и в Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Кроме того, Казахстан непосредственно граничит с такой мощной ядерной державой, как Китай (1700 км. общей границы). Этническая общность населения Синьцзянь-Уйгурского автономного района КНР и коренной нации Казахстана может быть использована Китаем для определенных территориальных претензий к Казахстану. Данное соображение также было доводом в пользу обладания собственными силами ядерного сдерживания.

Наконец, нельзя было не учитывать, что потенциальные противоречия, существующие в казахстанско-российских отношениях, могут перерасти в открытый конфликт. В первую очередь это относится к территориальным проблемам. Сохранение ядерного оружия на территории Казахстана дало бы Алматы возможность чувствовать себя достаточно уверенно при любых поворотах в отношениях с Москвой. Бесспорной преимущество России в военных, экономических вопросах было бы уравновешено сдерживающей функцией ядерного потенциала, если бы он был поставлен под контроль республики. Это в значительной степени снизило бы возможность силового поведения российских властей, если бы они по тем или иным причинам заняли жесткую позицию в отношении Казахстана.

Но наличие ядерного оружия создавало и определенные проблемы, делая статус ядерной державы Казахстана весьма призрачным. Республика не располагала всеми компонентами, составляющими завершенный цикл производства и возможного использования этого оружия; из-за отсутствия собственных квалифицированных военных и научно-технических специалистов была не в состоянии полностью его контролировать. Финансирование расходов, связанных с ракетно-ядерным комплексом, было не под силам экономике Казахстана.

Существовал и ряд внешнеполитических причин, препятствующих превращению Казахстана в полноценную ядерную державу. Это, во-первых, активное противодействие России, которая считала себя единственной правопреемницей СССР в вопросе ядерного статуса. И, во-вторых, не менее активное противодействие Запада, в первую очередь, США, обеспокоенных возможностью расползания ядерного оружия во многие руки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Формирование государства
К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти. Так, временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века – время, когда появился путь «Из варяг в греки». Нестор в своей Повест ...

Законы Хаммурапи ( 1793 до н.э. - 1750 до н.э. )
Следующий указ - очень странен, скорее рассчитанный на незнание человека нуждающегося в улучшении своих жилищных условиях о способности предполагаемой жертвы плавать, либо последнего – скрывать это, чем на по попытку законодателя . Хотя Божеством Реки мог быть крокодил. В том районе они не водились, но при желании органов исполнения нак ...

1945
В январе началось широкое наступление советских войск на всем протяжении фронта, таким образом, освободив Польшу, Венгрию, Австрию и Чехословакию. Советское командование предприняло в апреле 1945г. Берлинскую наступательную операцию. Германское командование прилагало все усилия по недопущению советских войск на Берлин и в центральные р ...