FullHistoria

Подробно о истории

Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности
Страница 1

История » Внешняя политика Казахстана в 90-х - начале XXI века » Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности

С момента провозглашения независимости, Казахстан своей главной целью ставил участие в создании системы коллективной безопасности мирового сообщества и заявил, что будет добиваться:

урегулирования конфликтных ситуаций исключительно мирным путем, посредством переговоров в рамках международного права;

свертывания гонки вооружений на Земле и недопущения ее в космосе;

поэтапного сокращения всеми государствами мирового сообщества своих вооруженных сил, минимально достаточного для обороны;

сокращения производства и испытания всех видов оружия массового поражения, и в первую очередь ядерных, с перспективой их полной ликвидации;

запрещения использования существующих и создания новых технологий для производства оружия массового поражения; недопущение экспорта материалов и технологий, способствующих созданию и распространению оружия массового поражения;

уничтожения химического оружия;

взаимной открытости в военной деятельности и осуществление мер в области укрепления доверия и безопасности;

трансформации военно-политических союзов в новые структуры коллективной и всеобъемлющей системы международной безопасности.

Деятельность нашей страны на международной арене в области международной безопасности развивалась по двум основным направлениям: глобальная международная безопасность и региональная международная безопасность.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Казахстан в качестве суверенного государства, стала проблема ядерного оружия, находившегося на территории республики.

После распада СССР Казахстан нежданно-негаданно приобрел статус ядерной державы, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. На территории Казахстана продолжали нести боевое дежурство 108 ракет с 10 боеголовками каждая (всего 1400 боеголовок). Кроме них, на территории Казахстана было размещено 40 стратегических бомбардировщиков ТУ-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами. Здесь же были созданы уникальные объекты для испытания ядерных устройств и запуска ракетно-космической техники (Байконур, Семипалатинск, Сары-Озек).

Наличие ядерного оружия, по оценкам аналитиков, имело для Казахстана как плюсы, так и минусы.

К положительным факторам можно отнести следующие моменты. Ядерное оружие - показатель приобщенности страны к научно-техническим достижениям современной цивилизации; обладание им повышает международный престиж, могло бы стать "козырной картой" в политических переговорах с Западом. Кроме того, благодаря ядерному оружию Казахстан мог бы претендовать на роль ведущей силы и выступать гарантом стабильности не только в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Кыргыстан, Таджикистан), но и в Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Кроме того, Казахстан непосредственно граничит с такой мощной ядерной державой, как Китай (1700 км. общей границы). Этническая общность населения Синьцзянь-Уйгурского автономного района КНР и коренной нации Казахстана может быть использована Китаем для определенных территориальных претензий к Казахстану. Данное соображение также было доводом в пользу обладания собственными силами ядерного сдерживания.

Наконец, нельзя было не учитывать, что потенциальные противоречия, существующие в казахстанско-российских отношениях, могут перерасти в открытый конфликт. В первую очередь это относится к территориальным проблемам. Сохранение ядерного оружия на территории Казахстана дало бы Алматы возможность чувствовать себя достаточно уверенно при любых поворотах в отношениях с Москвой. Бесспорной преимущество России в военных, экономических вопросах было бы уравновешено сдерживающей функцией ядерного потенциала, если бы он был поставлен под контроль республики. Это в значительной степени снизило бы возможность силового поведения российских властей, если бы они по тем или иным причинам заняли жесткую позицию в отношении Казахстана.

Но наличие ядерного оружия создавало и определенные проблемы, делая статус ядерной державы Казахстана весьма призрачным. Республика не располагала всеми компонентами, составляющими завершенный цикл производства и возможного использования этого оружия; из-за отсутствия собственных квалифицированных военных и научно-технических специалистов была не в состоянии полностью его контролировать. Финансирование расходов, связанных с ракетно-ядерным комплексом, было не под силам экономике Казахстана.

Существовал и ряд внешнеполитических причин, препятствующих превращению Казахстана в полноценную ядерную державу. Это, во-первых, активное противодействие России, которая считала себя единственной правопреемницей СССР в вопросе ядерного статуса. И, во-вторых, не менее активное противодействие Запада, в первую очередь, США, обеспокоенных возможностью расползания ядерного оружия во многие руки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Заключение.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя ...

Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм». Внутренняя политика
1762-1796 – правление Екатерины II Алексеевны (в прошлом ангальт-цербтской принцессы Софьи Фредерики Августы), которая села на трон в результате гвардейского переворота 29 июня 1762. Отрекшийся от престола император Петр Ш был задушен в Ропше 6 июля 1762 гвардейцами 1762- указ о запрете покупать крепостных к заводам 1765 - помещики по ...

Превращение племен в сословия
Но в X в. от смешанного высшего класса, называвшегося Русью, военного и промышленного, в значительном количестве пришлого, еще резко отличалось туземное низшее население, славянское простонародье, платившее дань Руси. Скоро и это простонародье обозначится в наших памятниках не как туземная масса, платящая дань пришлым иноплеменникам, а ...