Начало войны и создание Ставки Верховного
Главнокомандующего. Образование
Государственного Комитета Обороны и создание Ставки Верховного ГлавнокомандующегоСтраница 8
История » Роль Ставки верховного главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны » Начало войны и создание Ставки Верховного Главнокомандующего. Образование Государственного Комитета Обороны и создание Ставки Верховного Главнокомандующего
Трезво оцепив причины наших неудачных операций 1942 года, Коммунистическая партия. Советское правительство, опираясь на неоспоримые преимущества социалистического общественного и государственного строя, сумели мобилизовать все силы страны на новые усилия по отпору врагу. Благодаря самоотверженной поддержке народа Советское Верховное Главнокомандование нашло наиболее приемлемые в данной обстановке методы и формы борьбы, вырвало в конечном счете у противника инициативу, а затем повернуло ход войны в свою пользу.
В ходе войны Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Советское правительство уделяли большое внимание руководству вооруженными силами. За годы войны состоялось более 200 заседаний Политбюро ЦК ВКП(б), Оргбюро и Секретариата Центрального Комитета партии. Принятые решения по вопросам внешней политики, экономики и стратегии проводились в жизнь соответственно через Президиум Верховного Совета СССР, Совнарком, ГКО или Ставку Верховного Главнокомандования.
В основу работы Ставки были положены ленинские принципы централизованного управления войсками. Ставка руководила всеми военными действиями вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, производила наращивание стратегических усилий в ходе борьбы за счет резервов и использования сил партизанского движения. Рабочим ее органом, как уже говорилось, являлся Генеральный штаб.
В результате реорганизации Генштаб стал более работоспособным, оперативным органом и смог гораздо результативнее выполнять возложенные на него задачи на протяжении всей воины. Конечно, случались недоработки и после реорганизации, но лишь в отдельных случаях и по некоторым сложным вопросам.
Для улучшения управления фронтами 10 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны образовал три Главных командования по направлениям:
— Северо-Западное (главнокомандующий — маршал К. Е. Ворошилов, член Военного совета — А. А. Жданов, начальник штаба — генерал М. В. Захаров);
— Западное (главнокомандующий — маршал С. К. Тимошенко, член Военного совета—Н. А. Булганин, начальник штаба — генерал Г. К. Маландин);
— Юго-Западное (главнокомандующий — маршал С. М.Буденный, член Военного совета — Н. С. Хрущев (с 5 августа 1941 г.), начальник штаба — А. П. Покровский[11].
Создавая Главные командования направлений, Государственный Комитет Обороны рассчитывал помочь Ставке обеспечить возможность лучшего управления войсками, организовать взаимодействие фронтов, военно-воздушных и военно-морских сил. Предполагалось, что Военные советы направлений в большей степени, чем командования фронтов, смогут использовать местные силы и средства в интересах вооруженной борьбы.
Однако уже первые месяцы существования Главных командований показали, что они не оправдывают надежд. Ставка по-прежнему непосредственно руководила фронтами. По существовавшей тогда практике главкомы направлений не имели в своем распоряжении резервов войск и материальных средств, чтобы влиять на ход военных действий. Они не могли без согласия Верховного Главнокомандования проводить в жизнь какие-либо принципиальные решения и, таким образом, превращались в простые передаточные инстанции. В результате в 1942 году Главные командования направлений были ликвидированы.
Ставке пришлось вновь руководить действиями большого количества фронтов, развернутых на огромном пространстве. Это неминуемо было связано со значительными трудностями, особенно в области согласования усилий войск нескольких фронтов, действующих рядом. Начались поиски новых методов управления, которые в конечном итоге привели к возникновению эффективной формы непосредственного влияния стратегического руководства на деятельность фронтов. Так появился весьма своеобразный институт стратегического руководства — представители Ставки Верховного Главнокомандования, которые направлялись на важнейшие участки.
Всероссийская чрезвычайная комиссия
Вскоре после Октября острота борьбы заставила поднять вопрос о создании органа госбезопасности. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана прежде всего как орган борьбы с саботажем в связи с готовящейся всеобщей забастовкой служащих прави ...
Внешняя политика в период дворцовых переворотов (1725-1762)
1732 - в состав России вошли Средний и Малый Казахский жуз. На границе казахской степи началось сооружение линии русских крепостей, были выстроены крепости Орск и Оренбург (1742).
1733-1735 – Россия участвовала в войне за польское наследство. После смерти польского короля Августа II встал вопрос о выборе нового короля. Противница Росси ...
Обычаи и законы Древнего Рима. Законы 12-ти таблиц ( V в. до н. э. )
Еще в законах двенадцати таблиц предпринимается попытка придать децемвирами (decem viri ) последующим постановлениям народного собрания силу закона ( таблица 12 “впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона” [20] ) , т.е. происходит распространение регулятивной функции зарождающейся законодательной власти на изменяю ...