FullHistoria

Подробно о истории

Аравия в раннее Средневековье. Религиозная ситуация
Страница 6

История » Аравия в раннее Средневековье. Религиозная ситуация

Все три основных направления христианской религии — православие, монофизитство, несторианство, каждое из которых представляло и определенное политическое течение, боролись за влияние в христианских центрах Ближнего Востока. Однако наибольшее распространение в Аравии получило монофизитство, в то время как несториане нашли убежище в Иране, а Гассаниды в V в. оказались под влиянием православия.

В Южной Аравии христианство укоренилось довольно рано, имел® своих мучеников, свой клир. Проповедники сюда, как и в другие области Аравии, приходили с торговыми караванами или с завоевателями. Широкое распространение христианства в Южной Аравии было результатом эфиопского вторжения и оккупации в 20-х годах VI в. До этого времени византийские торговцы жили в Йемене, пользовались свободой отправления культа, имели свои церкви.

У химйаритов монофизиты завоевали преимущественное влияние и соперничали с православием и несторианами, учение которых также имело значительное распространение и являлось орудием иранской политики. В г. Неджране было особенно много христиан, в частности, большинство членов торговой верхушки города исповедовали эту религию.

Христианские церкви были в Неджране, в столице Химйаритского государства — Зафаре, Хадрамауте, на побережье Красного моря, в Мохе, Адене и на о. Фарасан. В христианство обратилась часть родовой знати Йемена, что усиливало ее политические связи с Византией и Эфиопией.

Христианство служило проводником эфиопского и византийского влияния, являлось орудием византийской политики в борьбе за контроль над торговыми путями, проходившими через территорию Аравии. С середины VI в. по мере усиления влияния Византии в Южной Аравии стала распространяться и официальная религия империи — православие.

Для характеристики религиозной ситуации в целом в Аравии большой интерес представляет тот факт, что в столице государства Лахмидов, цари которого придерживались язычества, нашли возможность вести продолжительные диспуты представители несториан и монофизитов с целью склонить арабов в пользу того или иного направления. Ь лагере Лахмида Мунзира в 524 г. обсуждались меры для прекращения гонений христиан в Химйаре. Лахмиды были политически связаны с Ираном, поэтому здесь наибольшее распространение получил? несториаиский толк христианства.

В церковных соборах принимали участие епископы столицы Лахмидского государства. Жены лахмидских царей были христианками, часть родов и племенных союзов, объединенных в этом государстве, значительная часть войска исповедовали ту же веру, сами же цари оставались язычниками. Только один из последних царей лахмидов принял христианство.

Христианство было распространено и среди киндитскои знати, христианкой была Хинд — дочь киндитского царя и жена лахмидского царя. В столице Лахмидов была построена церковь

по ее повелению. Надпись на стенах христианского храма гласила, что ее построила «Хинд, дочь Хариса ибн Амра ибн Худжра, царица, дочь царей, мать царя Амра ибн Мунзира, раба Христова, мать его раба и дочь его рабов .» Эти слова свидетельствуют, что предки Хинд и ее дети были христианами. В целом царский род киндитов сохранил верность христианству. На территории Аравии встречаются эпиграфические памятники христианского содержания на греко-арабском, греко-сиро-арабском языках, относящиеся к VI в. В христианских документах упоминаются епархии и епископские кафедры «сарацин». В VI в. на о. Сокотра встречались христиане - несториане. В VI в. гассаниды стали ориентироваться на монофизитов и оказали им большие услуги. Смена ориентации была связана с политическими факторами. В своей деятельности гассанидский царь Харис опирался на покровительство византийской царицы Феодоры. Гассаниды имели свои христианские церкви, активно вмешивались в религиозные дела, предлагая того или иного кандидата на высший церковный сан, стремясь прекратить тяжелые распри монофизитов между собой и защитить своих единоверцев от притеснения со стороны Византии. Известно, что в 580 г. гассанидский царь Мунзир, посетивший Константинополь с разрешения императора, созвал собрание известных представителей различных направлений христианства с целью их примирения. Однако споры повсеместно продолжались. Царь Мунзир уговорил императора прекратить гонения на монофизитов, а сам обещал восстановить мир между различными сторонами. Таким образом, арабы не были пассивным объектом влияния христианства, а сами активно участвовали в религиозной политике. Однако было бы преувеличением утверждение о повсеместном распространении в Аравии христианства. Его принимали отдельные роды, семьи, знать племен, некоторые племена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Превращение племен в сословия
Но в X в. от смешанного высшего класса, называвшегося Русью, военного и промышленного, в значительном количестве пришлого, еще резко отличалось туземное низшее население, славянское простонародье, платившее дань Руси. Скоро и это простонародье обозначится в наших памятниках не как туземная масса, платящая дань пришлым иноплеменникам, а ...

Установление татаро-монгольского ига
После возвращения из западного похода хан Батый основывает в низовьях Волги новую столицу Серай-Берке. Создавшееся государство, охватывает земли от Западной Сибири до Восточной Европы, оно получило название Золотая Орда (одно из четырех образований, возникших на территориях, завоеванных монголами). В 1243г. князь владимирский Ярослав В ...

Внутренние причины революции. Крестьянский вопрос
В числе внутренних причин многие историки выделяют запоздалость его решения — поскольку именно крестьяне составляли основной состав населения и российской армии. Сколько на Западе публикуется обличений по поводу крепостного права, просуществовавшего в России примерно два с половиной столетия до 1861 года! При этом часто ссылаются на ру ...