FullHistoria

Подробно о истории

Аравия в раннее Средневековье. Религиозная ситуация
Страница 4

История » Аравия в раннее Средневековье. Религиозная ситуация

Должность хранителей святилищ была настолько значительной в глазах арабов, что некоторые роды или отдельные личности оспаривали их и овладевали ими, прибегая к различным уловкам, хитрости, к военной силе, а иногда покупали. Важное место в числе служителей храмов занимали лица, отвечавшие за обеспечение паломников водой и пищей. Оба этих должностных лица должны были снабжать паломников на все время пребывания их в Мекке. Само установление данного обычая восходит к родоплеменным обычаям, когда хозяева предоставляли гостям ночлег, еду и питье. Курейшиты платили ежегодно определенную сумму в виде налога, с тем чтобы прибывающие паломники не нуждались ни в чем. Каждый делал взносы в зависимости от имущественного состояния.

Были также должностные лица, которые подавали сигнал к началу того или иного обряда и к окончанию паломничества. Эти должности также сохранялись в одном роде.

Помимо служителей храмов среди арабов большим почетом пользовались провидцы или прорицатели, через которых божество или верховный бог передавал свои решения и знамения. Прорицатели, как правило, не были связаны с каким-либо храмом и святилищем и при своих прорицаниях не прибегали ни к каким видимым техническим приемам. Согласно верованиям арабов, прорицатели свои откровения получали главным образом от бога, а также от джиннов и могли вступать в беседу с богом.

Практически каждое племя имело своих прорицателей, многие из них были незаурядными людьми, обладали большим умом, огромными знаниями жизни и обычаев своих племен, даром наблюдательности, они выступали своеобразными судьями при отсутствии писаных законов. Их решения исполнялись беспрекословно.

Однако при всей религиозности арабов-язычников и вере в свои божества у них рано проявился дух скептицизма и сомнения как в отношении некоторых идолов, так и прорицателей. Один из поэтов VII в. богиню Уззу и тех, кто в нее верил, сравнил с бесплодной землей, лишенной благ.

В течение первых веков новой эры в религиозной ситуации Аравии все явственнее наблюдаются новые тенденции, которые проявляются в постепенном переходе многобожных систем в единобожие.

Возможно, наиболее ранним и простым проявлением стремления к единобожию было выделение божеств, которым поклонялись группы племен, и оно было связано с образованием союзов племен. Со временем божеству одного союза племен стали поклоняться и другие союзы, и постепенно стал складываться культ общеаравийских божеств. При этом сохранились личные божества и идолы.

Одним из важных показателей процесса перехода к единобожию было сооружение святилищ, имевших не только местное значение. В этой связи особо стоит мекканский храм Кааба, который собрал вокруг себя несколько сотен идолов и в течение веков играл роль общеаравийского главного святилища. Усиление роли Мекки историки относят к III в. н. э. Мекка постепенно стала главным идеологическим и экономическим центром Аравии, несмотря на существование других политически могущественных центров притяжений арабских племен.

В Южной Аравии, возможно, наиболее рано проявились тенденции к переходу от поклонения многочисленным божествам к поклонению единому богу. В середине IV в. йеменские надписи почти не упоминают имена прежних богов и их авторы обращаются с просьбами, благодарностью или хвалой единому и единственному божеству, которого называют просто богом, милостивым, господином на небесах и на земле, владыкой небес, владыкой земли и небес.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Последствия и уроки Карибского кризиса
Кризис имел многоплановые и далеко идущие…последствия как позитивного, так и негативного характера. Среди первых следует выделить следующие: · осознание сверхдержавами собственной уязвимости и зависимости друг от друга. Стало очевидным, что ядерная конфронтация между США и СССР создает угрозу существования всего мира; были выработаны с ...

Завоевание Южного Кыргызстана, царской Россией
В 1865 г. крупными военными силами русских под предводительством генерала М.Г. Черняева был осажден и взял Ташкент. Отныне власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро-Алая. Весной 1874 г. часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратилась к генерал-губернатору Туркестана с просьб ...

Житьи.
Житьи – это новый термин, люди этой категории стояли между «меньшими» и «великими» боярами, но ближе к первому. «Житьи люди – социальное новообразование XIV – XV веков.»[7] Житьи связаны с концами в отличии от купцов, которые образовывали свое «сто». Житьи не занимали постов посадника и тысяцкого. Купец, который приобретал землю, прибл ...