FullHistoria

Подробно о истории

Аравия в раннее Средневековье. Религиозная ситуация
Страница 4

История » Аравия в раннее Средневековье. Религиозная ситуация

Должность хранителей святилищ была настолько значительной в глазах арабов, что некоторые роды или отдельные личности оспаривали их и овладевали ими, прибегая к различным уловкам, хитрости, к военной силе, а иногда покупали. Важное место в числе служителей храмов занимали лица, отвечавшие за обеспечение паломников водой и пищей. Оба этих должностных лица должны были снабжать паломников на все время пребывания их в Мекке. Само установление данного обычая восходит к родоплеменным обычаям, когда хозяева предоставляли гостям ночлег, еду и питье. Курейшиты платили ежегодно определенную сумму в виде налога, с тем чтобы прибывающие паломники не нуждались ни в чем. Каждый делал взносы в зависимости от имущественного состояния.

Были также должностные лица, которые подавали сигнал к началу того или иного обряда и к окончанию паломничества. Эти должности также сохранялись в одном роде.

Помимо служителей храмов среди арабов большим почетом пользовались провидцы или прорицатели, через которых божество или верховный бог передавал свои решения и знамения. Прорицатели, как правило, не были связаны с каким-либо храмом и святилищем и при своих прорицаниях не прибегали ни к каким видимым техническим приемам. Согласно верованиям арабов, прорицатели свои откровения получали главным образом от бога, а также от джиннов и могли вступать в беседу с богом.

Практически каждое племя имело своих прорицателей, многие из них были незаурядными людьми, обладали большим умом, огромными знаниями жизни и обычаев своих племен, даром наблюдательности, они выступали своеобразными судьями при отсутствии писаных законов. Их решения исполнялись беспрекословно.

Однако при всей религиозности арабов-язычников и вере в свои божества у них рано проявился дух скептицизма и сомнения как в отношении некоторых идолов, так и прорицателей. Один из поэтов VII в. богиню Уззу и тех, кто в нее верил, сравнил с бесплодной землей, лишенной благ.

В течение первых веков новой эры в религиозной ситуации Аравии все явственнее наблюдаются новые тенденции, которые проявляются в постепенном переходе многобожных систем в единобожие.

Возможно, наиболее ранним и простым проявлением стремления к единобожию было выделение божеств, которым поклонялись группы племен, и оно было связано с образованием союзов племен. Со временем божеству одного союза племен стали поклоняться и другие союзы, и постепенно стал складываться культ общеаравийских божеств. При этом сохранились личные божества и идолы.

Одним из важных показателей процесса перехода к единобожию было сооружение святилищ, имевших не только местное значение. В этой связи особо стоит мекканский храм Кааба, который собрал вокруг себя несколько сотен идолов и в течение веков играл роль общеаравийского главного святилища. Усиление роли Мекки историки относят к III в. н. э. Мекка постепенно стала главным идеологическим и экономическим центром Аравии, несмотря на существование других политически могущественных центров притяжений арабских племен.

В Южной Аравии, возможно, наиболее рано проявились тенденции к переходу от поклонения многочисленным божествам к поклонению единому богу. В середине IV в. йеменские надписи почти не упоминают имена прежних богов и их авторы обращаются с просьбами, благодарностью или хвалой единому и единственному божеству, которого называют просто богом, милостивым, господином на небесах и на земле, владыкой небес, владыкой земли и небес.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Развитие метрологии в России до ХХ века
Первым, известным историкам, письменным упоминанием о мерах, применявшихся на Руси, является Устав князя Владимира, относящийся к 996 году. Устав предписывал: "извесы и мерила блюсти без пакости, ни умалити, ни умножити". Первые эталоны на Руси хранились в церквах, в храмах. Надзор поручали представителям духовенства и особым ...

Крым под покровительством Турции
В мае 1453 года Константинополь пал после двухмесячной осады. Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей огромной многонациональной Османской империи. В 1475 году турецкий флот, опираясь на поддержку татарской знати начал завоевание Крыма. Одно из генуэзских владений – крепость Чембало - была переименована в Балаклаву. Т ...

Военные причины кризиса
Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности "Юпитер", напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза. Этот тип ракет “доставал" до Москвы и основных промышленных центров. Более того, США планировали размещение стратегических ракет в Японии и Италии, чт ...