Сельское хозяйство как основная отрасль феодальной экономикиСтраница 3
История » Экономика феодальной России » Сельское хозяйство как основная отрасль феодальной экономики
земли. В центральных областях правом отчуждать (продажа, мена, дарение) «черные» земли обладал только князь. Земельные сделки между крестьянами совершались под наблюдением княжеской администрации. Дворцовое землевладение – земли, принадлежавшие членам великокняжеской, а потом царской семьи, – стало выделяться из состава «черносошных» земель лишь в XVI в. Использование «черных» земель государством в интересах класса феодалов являлось основой для системы «государственного феодализма».
К середине XVII в. земли «черных» волостей центральных уездов поглощались феодалами, а крестьяне постепенно превращались в крепостных. Наиболее активно раздача земель дворянству шла в 20-х и 80-х годах XVII в. Только за 1682–1711 гг. было роздано в вотчины и поместья в общей сложности более 1 млн десятин земли.
В XVIII в. плодородные земли Черноземного центра и Поволжья щедрой рукой раздавались представителям феодального класса. Включение в состав России областей, прилегавших к новой столице государства – Петербургу, привлекло феодалов, получивших и захвативших здесь к 1740-м годам почти 1 млн десятин.
С присоединением Новороссии и Крыма в последней четверти XVIII в. и там стало складываться крупное феодальное землевладение, хотя и не получившее господствующих позиций. К 1797 г. в Крыму и Северной Таврии помещикам было роздано не менее 625 тыс. десятин.
Не прекращалась практика пожалований и в XIX в. В последние десятилетия существования крепостного права царизм предпринимал попытки улучшить земельную обеспеченность разорившихся помещиков. В этих целях сотни дворянских семей переселялись из Смоленской и Рязанской губерний в Тамбовскую и Симбирскую, где им выделялись земельные участки из казенного фонда.
Крупными землевладельцами в эпоху раннего и зрелого феодализма являлись монастыри.
До XIV в. они редко владели землями, так как земельные вклады могли обмениваться, или выкупаться родственниками. Со второй половины XIV в. монастыри стали превращаться в самостоятельные феодальные хозяйства с большими земельными владениями. Усиление экономических позиций превратило черное духовенство во влиятельную феодальную группу. В XIV в. было основано 42 монастыря-вотчинника, в XV в. – 57, в XVI в. – 51. Всего насчитывалось 150 подобных монастырей. В основном они вели замкнутое хозяйство, покупая продукты, которые не могли дать их владения. Но отдельные богатые монастыри центральных уездов пренебрегали собственным хозяйством, собирали с крестьян денежный оброк, покупали продукты на рынке. В XVI в. основная часть доходов монастырей (30–50%) состояла из пожертвований и вкладов; денежные платежи с подвластных крестьян стояли на втором месте (22–31%).
Светские феодалы давно и с завистью посматривали на обширные земельные богатства церкви, мечтая прибрать их к рукам. Соборное уложение 1649 г. подтвердило курс правительства на замораживание роста владений духовенства. Однако в течение XVII в. церковь несколько увеличила земельный фонд. Даже в районах с преобладанием государственного феодализма (Европейский Север, Сибирь) в это время около 15% крестьян проживало во владениях церковников. Огромными вотчинами обладал патриарх, а также монастыри, например, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский и др.
Творчество акынов-заманистов Калыгула Бай уулу и Арстанбека Бойлоша уулу
Калыгул Бай уулу
(1785–1855 годы). Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» («Конец мира») он воспевал ушедшие времена, осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. Некоторые его стихи глубоко лиричны. представитель течения «заманизма» – историко-фило ...
Земская реформа и городская реформа
Готовилась с 1859 года. Реформу начинал готовить Милютин, а закончил Валуев. С 1862 года началась широкая поддержка обществом, так как началась адресная компания от дворянских собраний и либеральных учреждений. Следовательно, происходил диалог дворян и государя. В этот же период можно отметить «Адрес тверского дворянства», требовавшего ...
Боевики «Хаганы» начинают первыми.
Еврейские боевики из подпольной армии «Хагана» не стали ждать наступления арабов, а сами первыми нанесли удар, начав в Иерусалиме серию террористических актов, жертвами которых стало мирное арабское население. В ночь на 1 января 1948 г. в арабском квартале Катамон, отделявшем два еврейских квартала от основного места заселения евреев в ...
