FullHistoria

Подробно о истории

Костюм
Страница 3

История » Ушкуйники – как особый элемент новгородской жизни » Костюм

В сельском костюме узоры вышивки были традиционно-языческими, к примеру, солнцеворот или символ засеянного поля, дожившие до XX века. В городском костюме средневековой Руси в исследуемый период наблюдается более вольное обращение с древней традиционно-заклинательной символикой.

Рубашки женщина непременно подпоясывала плетеным или сотканным на дощечках узким поясом из шерстяных ниток. Пояс считался одним из наиболее сильных и универсальных защитных средств. Особое значение имел красный цвет пояса, символизирующий жизнь, здоровье и плодородие, и таким образом противостоящий смерти. Продажа шин bridgestone шины.

Поверх рубах женщины в Новгороде в XIV-XV веках носили платья из льняной, хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной ткани, в зависимости от времени года и достатка. Ворот, подол, низ рукавов платья украшали тесьмой или вышитыми лентами. В некрополе Троицкого собора Антониево-Дымского новгородского монастыря археологи обнаружили в одном из захоронений XVI века фрагменты шелковой золототканой ленты. Фрагменты встречались от уровня пояса до уровня колен. Фрагменты принадлежали трем лентам разной ширины. На лентах имелось два типа золототканого орнамента – широкая полоса вдоль всей ленты и солнечный коловрат. Очевидно, ленты были нашиты на одежду, о чем говорят дырочки от прошивки на их краях. Часть фрагментов лент были сложены и сшиты в виде бантиков[6]. Следовательно, в Новгородской земле солярные знаки на отделке одежды бытовали до начала XVI века. Подол и ворот платья обшивали по краю узорчатой тесьмой или вышивкой. Богатые горожанки украшали ворот золотым шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Рукава по низу могли обшить полосками меха куницы или бобра.

Судя по новгородским изобразительным источникам XIV-XV вв. женское верхнее платье подпоясывалось по талии поясом, тканым или кожаным с пряжкой. Карманы в одежде исследуемого периода отсутствовали. Вместо них и мужчины и женщины носили на поясе различные сумочки для хранения необходимых мелочей. В женской сумочке в исследуемый период могли лежать такие вещи, как зеркальце в деревянной или серебряной коробочке-оправе, деревянный или костяной гребень, кошелек, возможно, цера и писало, а так же металлическая копоушка. Копоушки, как предмет гигиены, также относились к амулетам, предохраняющим от болезней. Судя по изобразительным источникам, большая поясная сумка-калита являлась мужским атрибутом. Однако женщины тоже носили поясные сумочки, доказательство чему находим на Тверской иконе первой половины XV века, на которой изображена дева Мария с небольшой стяжной сумочкой на поясе. Новгородские поясные сумочки богато украшались вышивкой, тиснением, аппликацией. Мода на аппликацию особенно распространилась в Новгороде в XIV веке. В узорах новгородских кожаных аппликаций прослеживаются как местные традиции, так и восточные мотивы. Кроме сумочек женщины носили на поясе шумящие подвески-обереги[7]. Зимой женщины, как и мужчины, носили шубы или «кожухи». Богатые люди могли иметь много шуб. Вероятно, шубы новгородских боярынь не многим уступали княжеским по богатству отделки. Знатные новгородские женщины носили шубы из дорогих мехов – горностая, соболя, куницы. Сверху шубу покрывали дорогими же тканями – шелком, атласом, парчой. Шубы попроще – для небогатых горожан – шились нагольными, то есть из одной шкуры, не покрытые сверху тканью. По находкам в древнерусских погребениях известны остатки верхней одежды, сшитой мехом внутрь, застегивавшейся при помощи воздушных петель.

Женские украшения:

Обручи – это браслеты; ожерелье – бусы, возможно, с подвесками. Монисто – это шейное металлическое украшение, в современном понимании – ожерелье, а чело – головной убор, богато украшенная налобная повязка. Все перечисленные предметы археологи находят в кладах при раскопках в Москве, Рязани, Суздале и других русских городах. Новгородские боярские золотые украшения известны в основном по письменным источникам. Находки золотых и серебряных вещей при раскопках в Новгороде единичны.

Височные кольца были весьма популярным женским украшением в Новгороде. Наиболее открытые части тела - лицо и шея – считались самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе. Височные кольца прикреплялись к головным повязкам или вплетались в волосы возле висков, магически защищая лицо женщины.

Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, либо вовсе не носили височных колец, либо надевали простенькие, согнутые из проволоки (так называемые, перстневидные). Девушки-невесты и молодые замужние женщины носили сразу по несколько нарядных височных колец.

Описание женского костюма дано более подробно, так как он был намного «сложней» мужского, намного разнообразней.

Страницы: 1 2 3 

Стольник при дворе Петра Великого
Государственную службу Петр Андреевич начал при отце (окольничем Андрее Васильевиче), находившемся с войском на Украине. Участвовал в обороне Чернигова от войск гетмана И.М. Брюховецкого, «в осаде сидел тридцать три недели». В 1677 и 1678 вместе с отцом участвовал в Чигиринских походах. Военной карьере Толстого содействовал В.В. Голиц ...

Деятельность первых князей.
Первое что стоит отметить, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков-славян. Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их дружины, подверглись на Руси быстрой славянизации. Киевские князья в сущнос ...

Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )
Позже индийские санскары или “церемонии”, “таинства”, обозначающее “внешнее проявление внутренней чистоты духовной силы человека” или ритуалы и обряды использовались в индуизме при проведении причастия, крещения, браков и др. а позднее дхармасутры и дхармашастры, уже записанные и применявшиеся в течении шестисот лет “развития” древнеинд ...