FullHistoria

Подробно о истории

Костюм
Страница 2

История » Ушкуйники – как особый элемент новгородской жизни » Костюм

Начнем разбирать парадный костюм со штанов и рубахи.

Парадные штаны шились также как и нижние, только чуть шире, предпочтительно из окрашенных тканей (в отличие от нижней или рабочей одежды).

Парадная рубаха могла шиться из различных тканей, в зависимости от сословия. Среднее сословие могло позволить себе крашеный лён или сукно, в то время, как высшее сословие зачастую ходило в шёлковых рубахах. Парадная рубаха в обязательном порядке украшалась вышивкой и драгоценным камнями, в соответствии со статусом владельца. Таким образом человек среднего сословия мог позволить себе простую вышивку льняными или шелковыми нитками, в то время как люди высшего сословия носили расшитые золотыми или серебряными нитями рубахи, украшенные камнями.

Свита – это один из вариантов верхней одежды, носимой в холодное время года (осень, весна, зима, в редком случае, лето). Она состояла из двух слоёв: верхний слой – сукно, нижний слой (подклад) – либо лён, либо шёлк, опять же в зависимости от сословия владельца. Сверху свита украшалась разговорами, они же галуны. Разговоры могли изготовляться из сукна, но другого цвета, нежели сама свита, или шёлка. В зависимости от сословия галуны могли быть украшены бисером или вышивкой, или быть без украшений вообще.

Женский костюм

Женский костюм средневекового Новгорода сохранил в себе больше языческих элементов, чем мужской. И это не удивительно, ведь именно женщины являлись хранителями традиций, передавали из поколения в поколение секреты домоводства, в том числе узоры вышивок, приемы шитья одежды и т.п.

Как и повсюду на Руси, новгородские женщины белья в современном понимании этого слова не носили. Его заменяла нижняя льняная рубаха, которая называлась «сорочка» или «срачица». Изображений женщин в нижней одежде на Руси практически нет. На боярыне Марии с иконы «Молящиеся новгородцы» видны только ворот и рукава белой рубахи. Но письменные источники подтверждают, что женщины носили верхнюю и нижнюю рубахи. Так описывая взятие и разграбление Торжка в 1373 году, летописец подчеркивает существование женской нижней рубахи: «А жен и девиц одираху и до последние наготы рекше и до срачицы, иже и погании не творят» (Воскресенская летопись)[5].

В холодное время года женщины надевали под низ две-три рубахи для тепла. Современной женщине нелегко представить себе, как средневековые горожанки и крестьянки обходились без нижнего белья, особенно зимой. Но, во-первых, женщины за бревнами в лес не ездили и по сугробам с топорами не лазали, это делали мужчины. А во-вторых, рубахи подпоясывались по талии, создавая своеобразный «колокол», в котором тепло сохранялось до колен, а ниже колен ноги защищали чулки, вязанные иглой из шерстяных ниток. Именно белые женские чулки упоминаются в русских былинах, причем ношение чулок без обуви связывалось с эротическими или колдовскими действиями.

Отсутствие белья и многослойность женской одежды предусматривало особую, «лебединую» походку. Такой наряд вырабатывал в девушке, а затем и в женщине бережливое отношение к движениям, дисциплинировал поведение. Приходилось подумать, прежде чем куда-то шагнуть или прыгнуть.

Для того чтобы представить себе внешний вид древнерусской рубахи, обратимся к материалам этнографии. Для одежды женщин северо-восточной Руси была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани – поликами. Полики часто делали из красной ткани. Красный цвет – огненный, солнечный - являлся оберегом, не впускал нечистую силу за край одежды, к телу человека.

Ткань по краям отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки и обшивали лентой, по возможности тоже красного цвета. Для Новгородской земли характерны прямые полики, пришитые по утку. Были рубахи, у которых цельные рукава продолжались до самой горловины, так, что полики совсем отсутствовали. На груди рубахи делали прямой вырез, застегивающийся на грушевидную пуговицу. Такая конструкция рубахи (с поликами и без них) считается древним типом русской рубахи и характерна для северных районов.

Традиционный покрой рубахи имел не только практическое значение (экономный расход ткани, прямые простые швы), но и магическое. Основные полотнища рубахи такого покроя проходят через центральную часть груди и спины, а боковины подставляются к ним так, чтобы на боках был сгиб, а не шов. Человек оказывался как бы внутри своеобразного цилиндра, где главные жизненные центры организма (в частности, солнечное сплетение) были защищены нетронутым полотном.

По вороту, по низу рукавов и по подолу рубашку вышивали красными шерстяными или шелковыми нитками. Согласно средневековому мировоззрению, при изготовлении одежды следовало «обезопасить» все необходимые отверстия: ворот, подол, рукава. Оберегом служила вышивка, традиционные узоры которой содержали в себе древние магические символы. Особое внимание уделялось вороту одежды, поскольку средневековые люди верили, что именно через него в случае смерти вылетает душа человека. Желая по возможности этому помешать, ворот обильно украшали охранительной вышивкой.

Страницы: 1 2 3

Участие украинцев в польском национально-освободительном восстании. Андрей Потебня. Массовое движение украинских крестьян против ограбления их реформой 1861г.
Славной и трагической была судьба еще одного выдающегося украинского революционного демократа Андрея Потебни, уроженца Сумщины, выходца из потомственной офицерской семьи, младшего брата знаменитого ученого-лингвиста А.А. Потебни. В 1861 г. Потебня создал тайный «Комитет русских офицеров в Польше» как подразделение основанной под влияни ...

Восшествие на престол и начало царствования.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III. Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять сво ...

Договоры и торговля с Византией.
Ежегодно летом русские торговцы являлись в Царьград на торговый сезон, продолжавшийся 6 месяцев; по договору Игоря никто из них не имел права оставаться там на зиму. Русские купцы останавливались в предместье Константинополя у св. Мамы, где находился некогда монастырь св. Маманта. Со времени того же договора императорские чиновники отби ...