FullHistoria

Подробно о истории

Костюм
Страница 2

История » Ушкуйники – как особый элемент новгородской жизни » Костюм

Начнем разбирать парадный костюм со штанов и рубахи.

Парадные штаны шились также как и нижние, только чуть шире, предпочтительно из окрашенных тканей (в отличие от нижней или рабочей одежды).

Парадная рубаха могла шиться из различных тканей, в зависимости от сословия. Среднее сословие могло позволить себе крашеный лён или сукно, в то время, как высшее сословие зачастую ходило в шёлковых рубахах. Парадная рубаха в обязательном порядке украшалась вышивкой и драгоценным камнями, в соответствии со статусом владельца. Таким образом человек среднего сословия мог позволить себе простую вышивку льняными или шелковыми нитками, в то время как люди высшего сословия носили расшитые золотыми или серебряными нитями рубахи, украшенные камнями.

Свита – это один из вариантов верхней одежды, носимой в холодное время года (осень, весна, зима, в редком случае, лето). Она состояла из двух слоёв: верхний слой – сукно, нижний слой (подклад) – либо лён, либо шёлк, опять же в зависимости от сословия владельца. Сверху свита украшалась разговорами, они же галуны. Разговоры могли изготовляться из сукна, но другого цвета, нежели сама свита, или шёлка. В зависимости от сословия галуны могли быть украшены бисером или вышивкой, или быть без украшений вообще.

Женский костюм

Женский костюм средневекового Новгорода сохранил в себе больше языческих элементов, чем мужской. И это не удивительно, ведь именно женщины являлись хранителями традиций, передавали из поколения в поколение секреты домоводства, в том числе узоры вышивок, приемы шитья одежды и т.п.

Как и повсюду на Руси, новгородские женщины белья в современном понимании этого слова не носили. Его заменяла нижняя льняная рубаха, которая называлась «сорочка» или «срачица». Изображений женщин в нижней одежде на Руси практически нет. На боярыне Марии с иконы «Молящиеся новгородцы» видны только ворот и рукава белой рубахи. Но письменные источники подтверждают, что женщины носили верхнюю и нижнюю рубахи. Так описывая взятие и разграбление Торжка в 1373 году, летописец подчеркивает существование женской нижней рубахи: «А жен и девиц одираху и до последние наготы рекше и до срачицы, иже и погании не творят» (Воскресенская летопись)[5].

В холодное время года женщины надевали под низ две-три рубахи для тепла. Современной женщине нелегко представить себе, как средневековые горожанки и крестьянки обходились без нижнего белья, особенно зимой. Но, во-первых, женщины за бревнами в лес не ездили и по сугробам с топорами не лазали, это делали мужчины. А во-вторых, рубахи подпоясывались по талии, создавая своеобразный «колокол», в котором тепло сохранялось до колен, а ниже колен ноги защищали чулки, вязанные иглой из шерстяных ниток. Именно белые женские чулки упоминаются в русских былинах, причем ношение чулок без обуви связывалось с эротическими или колдовскими действиями.

Отсутствие белья и многослойность женской одежды предусматривало особую, «лебединую» походку. Такой наряд вырабатывал в девушке, а затем и в женщине бережливое отношение к движениям, дисциплинировал поведение. Приходилось подумать, прежде чем куда-то шагнуть или прыгнуть.

Для того чтобы представить себе внешний вид древнерусской рубахи, обратимся к материалам этнографии. Для одежды женщин северо-восточной Руси была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани – поликами. Полики часто делали из красной ткани. Красный цвет – огненный, солнечный - являлся оберегом, не впускал нечистую силу за край одежды, к телу человека.

Ткань по краям отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки и обшивали лентой, по возможности тоже красного цвета. Для Новгородской земли характерны прямые полики, пришитые по утку. Были рубахи, у которых цельные рукава продолжались до самой горловины, так, что полики совсем отсутствовали. На груди рубахи делали прямой вырез, застегивающийся на грушевидную пуговицу. Такая конструкция рубахи (с поликами и без них) считается древним типом русской рубахи и характерна для северных районов.

Традиционный покрой рубахи имел не только практическое значение (экономный расход ткани, прямые простые швы), но и магическое. Основные полотнища рубахи такого покроя проходят через центральную часть груди и спины, а боковины подставляются к ним так, чтобы на боках был сгиб, а не шов. Человек оказывался как бы внутри своеобразного цилиндра, где главные жизненные центры организма (в частности, солнечное сплетение) были защищены нетронутым полотном.

По вороту, по низу рукавов и по подолу рубашку вышивали красными шерстяными или шелковыми нитками. Согласно средневековому мировоззрению, при изготовлении одежды следовало «обезопасить» все необходимые отверстия: ворот, подол, рукава. Оберегом служила вышивка, традиционные узоры которой содержали в себе древние магические символы. Особое внимание уделялось вороту одежды, поскольку средневековые люди верили, что именно через него в случае смерти вылетает душа человека. Желая по возможности этому помешать, ворот обильно украшали охранительной вышивкой.

Страницы: 1 2 3

Императрица Мария Федоровна (1847–1928)
Более 80 лет назад последние Романовы покидали Россию. Среди августейших пассажиров, поднявшихся 11 апреля 1919 г. на борт отплывающего из Кореиза английского крейсера «Мальборо», была бывшая российская императрица Мария Федоровна. Датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар (Мария Федоровна – после перехода в православие), ставшая ...

Причины возвышения Москвы
В ХIII веке возрастает величие Москвы.Со временем возникновения и с географическим положением Москвы тесно связана и ее дальнейшая политическая судьба. Как городок новый и далекий от суздальских центров Ростова и Владимира, Москва позднее других суздальских городов могла стать стольным городом особого княжества и притом должна была дост ...

Введение.
На рубеже XVII-XVIII веков в России предпринимались попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими странами в экономическом, политическом и культурном развитии. В 1700 году Россия вступила на путь реформ, благодаря которым превратилась в могущественную европейскую державу. Московская Русь превратилась в Российскую имп ...