FullHistoria

Подробно о истории

Костюм
Страница 1

История » Ушкуйники – как особый элемент новгородской жизни » Костюм

Находки из слоев древнерусских городов, гробниц и сельских погребений рассказывают обо всем многообразии ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон разной структуры (льна, конопли). Широкое распространение имело сукно и войлок. Среди шерстяных и полушерстяных тканей встречаются полосатые ткани и клетчатые. Некоторые ткани были естественного цвета, то есть коричневые, черные, серые. Какие-то из них окрашивались природными красителями, например кора дуба, «чернильные орешки», червец. охра, красные железняк и другие. Кроме того из других стран привозили тонкое шерстяное сукно, шелковые и парчевые ткани, а так же золототканые ленты.

Дорогие привозные ткани шли на одежду зажиточные горожан, рядовые горожане одевались преимущественно в ткани местного производства.

Зимнюю одежду шили мехом внутрь, для того, чтобы мех согревал холодной суровой зимой.

Обычный костюм можно разобрать на три части:

- нижний костюм (заменявший нижнее бельё),

- рабочий костюм,

- парадный костюм.

На средневековых изобразительных источниках люди традиционно изображались в нарядных, парадных одеждах, даже если по сюжету они выполняли тяжелую работу.

Новгородцы в XIV—XV веках носили по большей части одежду из крашеных тканей. Цвета одежд были разнообразные, можно сказать, всех цветов радуги. Новгородцам были известны и оттенки цветов, особенно многочисленными были оттенки красного цвета. В новгородских берестяных грамотах № 262 и 263, представляющих собой список свадебных даров, в числе других подарков упомянуто «портище зелени» и «портище голубине», то есть, отрезы зеленой и голубой ткани, а именно, количество, потребное на одну свиту или рубаху. Документ датируется XIV веком[1].

Кроме того, в грамоте № 288 (XIV век) названы «золотник зеленого шолку, другии церленого, третии зеленого жолтого…»[2]. По всей видимости, в грамоте речь идет о закупке шелковых ниток для вышивания. Перечислены зеленые, красные и зелено-желтые нитки.

Шелковые ткани и шубы, покрытые шелком, упоминаются в числе подарков, которые новгородцы привезли великому князю литовскому Витовту в 1421 году. Шерстяные ткани были как местного производства, так и привозные. Дешевые сукна привозили из Золотой Орды. Судя по берестяной грамоте № 536, татарское сукно требовало доработки. Автор грамоты, купивший «пол-локтя» татарского сукна, просит адресата совершить с этим сукном ряд операций - «замочи и пристриги», то есть, «состриги с сукна лишний ворс». Дорогие гладкие сукна насыщенной окраски и большой ширины привозили в Новгород ганзейские купцы. Ганзейские источники XIV-XV веков свидетельствуют, что в Новгороде наиболее популярными были ткани фиолетового, зеленого и всех оттенков красного цвета. Черные сукна ввозились крайне редко. Единственное упоминание о черном сукне относится к 1362 году. В конце XV века рижские купцы, торгующие с Новгородом, просили, чтобы производители сукна чаще красили ткань в зеленый цвет, а черных делали бы поменьше[3]. Из 337 обрывков шерстяных тканей, взятых для анализа в Новгороде из слоев XIV-XV веков, оказалось 262 красных (202—киноварного и 60—карминного цвета), 40 черных, 20 желтых, 13 зеленых, 1 синий и 1 белый[4]. Непопулярность среди новгородцев синего цвета объясняется его сакральным значением. Эпитет «синий» в мифологии славян указывал на связь предмета с потусторонним, загробным миром, нечистой силой. Недаром синие кафтаны носили скоморохи – наследники языческих жрецов.

Мужской костюм

Нижний костюм состоял из рубахи и штанов. У зажиточных горожан это мог быть шелк, у рядовых – беленный лен, бедный класс шили преимущественно из домотканого шелка, не беленного.

Нижние штаны шились из трёх частей (две штанины и ромб ткани между ними) и были очень узкими, ровно настолько, чтобы в них было можно свободно двигаться, почти вплотную. Нижняя рубаха была самой короткой (в отличие от женского сарафана она не должна была выставляться из-под другой одежды). Шилась из того же домотканого льна, но в районе плеч пришивалась более мягкая ткань изнутри рубахи так называемая подоплёка, так же вставлялись ластовицы.

Рабочий костюм, один из вариантов верхней одежды, состоял так же из рубахи и штанов (портов). Рубаха рабочего костюма шилась из менее дорогих тканей, чем парадная. Ткани для рабочей одежды предпочтительно: грубое сукно, грубая домоткань. В рабочем костюме чаще всего были порты, а не штаны, т.к. порты – это свободная одежда. Они шились из также из домоткани или сукна, но не по ноге, а значительно шире, и никак не стеснял движения, в отличие от штанов, которые шились «вплотную» к ноге. Рабочий костюм зачастую подпоясывали неукрашенными кушаками или повседневным поясом (стандартный поясной набор).

Теперь мы переходим к самой большой теме – это парадная одежда.

Стандартно парадная одежда состояла из штанов, рубахи, свиты. Если владелец принадлежал к высшим сословиям, то сверху могли одеваться кафтан или опошни.

Страницы: 1 2 3

Начало карьеры
Неудивительно, что после окончания Университета Дональд Трампа начинает работать в компании своего отца. Одним из самых первый проектов отца, в котором участвовал Дональд Трамп, был Swifton Village – большой комплекс из 1200 квартир в штате Огайо. Этот проект вошел в историю бизнеса, прежде всего тем, что государство профинансировало ра ...

Пелопонесская война
Афины и Спарта являлись двумя центрами, около которых образовались два самых крупных политических объединения Греции-Афинская держава и Пелопоннесский союз. Соперничество между ними увеличивалось с каждым днём и, наконец, во второй половине V в. вылилось в панэллинскую междоусобную войну, известную в истории под именем пелопонесской вой ...

Императрица Мария Федоровна (1847–1928)
Более 80 лет назад последние Романовы покидали Россию. Среди августейших пассажиров, поднявшихся 11 апреля 1919 г. на борт отплывающего из Кореиза английского крейсера «Мальборо», была бывшая российская императрица Мария Федоровна. Датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар (Мария Федоровна – после перехода в православие), ставшая ...