FullHistoria

Подробно о истории

Историография советского периода
Страница 2

История » Борьба белорусского народа против полонизции » Историография советского периода

Общественно-политическая жизнь Беларуси разрабатывалась многими советскими учеными. Одним из них был Я.Н. Мараш, о котором было уже сказано выше. Многие его работы так или иначе связаны с борьбой белорусского народа против полонизации, ига польских феодалов и их могущественного союзника – католической церкви. Первая его книга – «Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви» освещает различные формы и проявления протеста городских мещан и крестьянства против наступления католической церкви и насаждения унии в 17 – 18 вв., а также против феодального угнетения во владениях католических церквей и монастырей[13]. Названная работа – первое и в советской историографии исследование о положении крестьян поместий, принадлежавших католическому духовенству в белорусских землях. Автор прослеживает, как неуклонно, на протяжении 16 – 18 вв. проникали в Беларусь и основывали здесь монастыри, приобретали земельные владения и крепостных крестьян различные католические, а затем и униатские монашеские ордена. На основании различных архивных документальных материалов автор доказывает, что барщина на западе Беларуси в монастырских фольварках была выше, чем у светских землевладельцев[14]. В отношении северо-восточных районов Беларуси автор делает неопределенный вывод о том, что тут феодальная эксплуатация была более мягкой, чем в других районах, что объяснялось близостью к России[15]. Главный вопрос, исследованный в названной работе Мараша, -- борьба народных масс Беларуси против унии и католического наступления. Этот вопрос впервые освещается достаточно обстоятельно и убедительно на основе новых документальных материалов. Большое внимание автор уделяет выяснению сущности борьбы против католической агрессии и унии со стороны плебейских слоев белорусских городов и крестьянства, особенно накануне и во время национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов в середине 17 века и войны между Россией и Речью Посполитой. При этом он исходит их тезиса, что антикатолическая и антиуниатская борьба тесно переплеталась с борьбой против социального и национального угнетения народных масс светскими и духовными феодалами[16].

Длительный период борьбы автор делит на четыре этапа:

1) конец 16 – первая половина 17 века – нарастающее обострение классовой борьбы, католическая реакция, активное наступление унии;

2) 50 – 60-е годы 17 века – развертывание национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов против феодального и иноземного гнета;

3) 70-е годы 17 -- первая четверть 18 вв. – экономический и политический упадок Речи Посполитой, разорение белорусских земель, время быстрого расширения земельной собственности католической церкви, упрочения ее политических позиций, усиление духовного порабощения народных масс Беларуси;

4) 30 – 40-е гг. 18 в. – восстановление хозяйства Беларуси, усиление феодально-крепостнической эксплуатации, освободительное движение, направленное против католической церкви.

Все эти этапы подробно исследуются, освещены важнейшие события борьбы на каждом этапе. Следует отметить, что отдельные народные выступления представлены недостаточно полно (например, Могилевское восстание 1606 – 1609 гг.). В книге освещается и идеологическая борьба, в частности свободомыслие и антиклерикализм.

Другая книга Я. Мараша «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии» посвящена вопросу о путях превращения католической церкви в крупнейшего земельного собственника[17]. Но основе многочисленных документов показывается, каким образом упрочились экономические позиции католицизма обусловившие осуществление экспансии. Подробно это рассмотрено на примере образования крупной земельной собственности Виленского епископства, основанного в первые же годы после Кревской унии.

Страницы: 1 2 3 4