Историография советского периодаСтраница 3
История » Борьба белорусского народа против полонизции » Историография советского периода
Автор впервые исследует такой важный вопрос, как проникновение католической церкви в города Беларуси, упрочение ею своих экономических позиций путем захвата городских юридик, подчинение себе населения как в хозяйственном, так и в идеологическом отношении[18]. На основе исследования документов автор пришел к выводу, что увеличение феодальной собственности католической церкви в городах и местечках Беларуси преследовало две задачи: Kostenloser Dokumentenersteller pdf online bersetzen Kostenloser www.automation.fans.
1) умножение богатств и доходов церкви с целью укрепления ее экономических позиций в городе;
2) подчинение своей власти, а тем самым и своему идейному влиянию как можно большего количества городского населения, преимущественно православного, с целью насаждения католичества в среде широких народных масс[19].
Книга Я. Мараша «Очерки истории экспансии католической церкви в Белоруссии 18 в.» является углублением проблемы, разработанной в книге «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии»[20]. Облик церковных феодалов как хищников и эксплуататоров народных масс Беларуси дополняет изучение деятельности монастырей, выступавших в качестве крупнейших кредиторов-ростовщиков. Самыми значительным из них, как показано в книге, были иезуиты, которым удалось в течение непродолжительного времени составить огромные капиталы, приобретенные в результате ростовщических операций. Показан также источник доходов, связанный с церковными обрядами, причем католическая церковь строго следила за выполнением населением всех обрядов, за которые служители культа брали солидные суммы, ложившиеся тяжелым бременем на крестьян и горожан.
В отдельной главе рассказано о борьбе народных масс Беларуси против экспансии католической церкви: о вооруженных выступлениях крестьян и горожан против насилия церковных иерархов, феодальной эксплуатации, о деятельности выдающихся белорусских мыслителей – борцов против идеологического давления католической церкви, против фанатизма и мракобесия, насаждаемых духовенством, -- Казимира Лыщинского, Валентина Яблонского, Яна Трояновского.
Не менее важным было и изучение белорусско-русских связей. Важнейшим явлением, по мнению советских историков, общественно-политической жизни белорусского народа были взаимоотношения с Россией, национально-освободительная борьба против агрессии польских феодалов и католической церкви. Этой теме посвящено много работ. Первой из них была монография А. Мальцева «Россия и Белоруссия в середине 17 в.»[21]. В ней освещены ход русско-польской войны 1654 – 1667 гг. и политика русского правительства в Белоруссии. Эта работа обобщает материалы ряда крупных статей того же автора, опубликованных в 50-х годах. Автор показал на большом документальном материале «боевое содружество русского, украинского, белорусского народов»[22]. Используя различные источники (в первую очередь, конечно, русские), А. Мальцев очень подробно описал ход военных действий на территории Беларуси и Украины в 1654 – 56 гг. Во второй части монографии освещается политика русского правительства в Беларуси, его отношения к шляхте, католическому духовенству, горожанам, крестьянам, украинским казакам. Широко освещаются события крестьянского движения и действия украинского казацкого войска на территории Беларуси. Однако А. Мальцев подробно исследует только события 1654 – 1656 гг., а дальнейший ход войны им представлен слабо.
В деятельности советских историков важное значение имела контрпропаганда. Радиостанции «Свободная Европа», «Свобода» и другие центры «под видом новейших исторических открытий протаскивали старые измышления белорусских буржуазных националистов о будто бы извечной вражде и противоположности интересов русского и белорусского народов, о будто бы решающем значении Западной Европы на хозяйственное развитие и культуру Белоруссии»[23]. Естественно, советские историки не могли позволить распространится мнению о том, что белорусы ближе к Европе, чем русские, поэтому на подобные выпады не замедлили появляться ответы советских историков в виде работ, которые на кастрированном документальном материале подчеркивали исконное стремление белорусов к единению с Россией. Одной из таких работ была монография Л. Абецедарского «Белоруссия и Россия: Очерки русско-белорусских связей второй половины 16 – 17 вв.»[24]. Исходя из этой книги получалось, что существовало настойчивое стремление белорусского крестьянства и низов городского населения к соединению с русским братским народом в едином государстве, о чем говорится в очерке «Антифеодальная борьба народных масс Белоруссии в конце 16 – первой половине 17 в.». Абецедарский подчеркивает «огромное прогрессивное значение» России в экономике Беларуси[25]. Подробно автор исследует антифеодальную борьбу белорусского крестьянства. Он отмечает, что белорусские крестьяне часто и охотно бежали в Россию, где феодальное давление было немного меньшим. Автор считает, что вооруженные выступления крестьян в Белоруссии стали принимать массовый характер лишь с 90-х годов 16 века, после восстания Наливайки. Рост стремления белорусского народа к соединению с русскими в едином государстве, по мнению автора обусловил особенное усиление антифеодальной и национально-освободительной войны на Востоке, где феодальная эксплуатация была слабее. Анализирую события в Белоруссии в период русско-польской войны (1654 – 1667), Абецедарский пришел к выводу, что белорусский народ продолжал вести освободительную борьбу, добиваясь соединения с Россией.
Ольга (945-957)
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому п ...
Конструирование образа врага
Для советского менталитета стало характерно однозначное разделение окружающих на «своих» и «чужих». «Чужаком» мог стать любой, кто не вписывался в навязанную «сверху», извне систему ценностей. Образ врага (врага страны, общества, а вместе с ним – и рядового советского гражданина) конструировался официальной пропагандой.
По прошествии л ...
Мемуарная литература декабристов
Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу.
Мемуары представляют собою особый вид литературы, который, с одной стороны, является историческим источником, с другой, представля ...