Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значениеСтраница 1
История » Принятие христианства на Руси » Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значение
Крещение Руси – важнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни – от мировоззрения до быта и длившийся достаточно долго (до ХVI века).[46]
Появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Влияние религии на самосознание масс было настолько велико, что племенные названия деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности – «крестьяне» (т.е. христиане).
Мы не знаем, как произошёл переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот выбор князя ознаменовал собой решительный поворот всей отечественной истории. Язычество не ушло, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную окраску. Оно живёт и сегодня в мировоззрении, традициях, фольклоре нашего народа. «Двоеверие» русских – это результат, в том числе и мудрости РПЦ: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым, христианским содержанием.
Важным оказалось то, что православие не проповедовало идеи предопределения. И поэтому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращённых, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом…[47]
Русь была признана как христианское государство, что определило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населённых финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства, которое впоследствии развивалось не на основе национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным.[48]Заимствование становилось основой для сотрудничества. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, школа и переписка книг.
[1] Белинский В.Г. Собрание сочинений в 7 томах. Т.1. – с. 36-37. – М.: Правда, 1953.
[2] Мезин С.А. История русской культуры X- XШ веков.- М.: ЦГО, 2000.
[3] Гумилёв Л.Н. От Руси до России. – СПб.: Лениздат, 2008.
[4] Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – конец XX века. Учебник для 10-11 классов ОУ. - М.: Просвещение, 2003.
[5] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. – М.: Наука, 1991.
[6] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
[7] Асов А.И. Атланты, арии, славяне: история и вера. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
[8] Кулаков А.Е. Религии мира. – М.: АСТ Астрель, 2003.
[9] Ионов И.Н. Российская цивилизация. С.17-44
[10] Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.: Школа - Пресс, 1994. С.21.
[11] Ионов И.Н. Ук. соч. С.18-19.
[12] Резник Е.В., Чудинова Ю.Ю. Православие. С.53-54.
[13] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.55.
[14] Там же.
[15] Головатенко А. История России: спорные проблемы. – С.23.
[16] Головатенко А. История России: спорные проблемы. С.22.
[17] Там же.
[18] Там же.
[19] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.62.
[20] Головатенко А. История России: спорные проблемы. С.24.
[21] Головатенко А. История России: спорные прблемы. С.24.
[22] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.63. и Гумилёв Л.Н. От Руси до России. – С.55.
Репрессии в органах
государственной безопасности
Чистки в органах ВЧК—ОГПУ—НКВД проводились задолго до 1937 года. Ещё в начале 1920-х годов из «органов» был убран ряд «излишне активных» деятелей красного террора. В ходе борьбы с левой оппозицией были репрессированы некоторые чекисты, сочувствовавшие ей. Крупная чистка была проведена, когда ведомство возглавил Ягода.
В сентябре 1936 Я ...
Призыв варяжских князей. Правление Рюрика.
После изгнания варяг кризис не кончился – началась междуусобица «и не было справедливости в управлении, и род восставал на род, и началась междуусобица». Тогда они собрались на вече и решили избрать себе правителя из иноземцев. Было отправлено посольство в Варяжскую землю. Прейдя туда, послы сказали варягам: «Земля наша велика и обильна ...
Севастополь строится и растёт
В 1804 году Севастополь был официально объявлен главным военным портом Черноморского флота вместо Николаева. Город становился самостоятельной административной единицей. В связи с этим в него был запрещён вход торговым судам. Только в 1920 году в Севастополь вновь было разрешено заходить купеческим судам. Правда только российским , а не ...