Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значениеСтраница 1
История » Принятие христианства на Руси » Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значение
Крещение Руси – важнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни – от мировоззрения до быта и длившийся достаточно долго (до ХVI века).[46]
Появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Влияние религии на самосознание масс было настолько велико, что племенные названия деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности – «крестьяне» (т.е. христиане).
Мы не знаем, как произошёл переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот выбор князя ознаменовал собой решительный поворот всей отечественной истории. Язычество не ушло, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную окраску. Оно живёт и сегодня в мировоззрении, традициях, фольклоре нашего народа. «Двоеверие» русских – это результат, в том числе и мудрости РПЦ: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым, христианским содержанием.
Важным оказалось то, что православие не проповедовало идеи предопределения. И поэтому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращённых, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом…[47]
Русь была признана как христианское государство, что определило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населённых финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства, которое впоследствии развивалось не на основе национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным.[48]Заимствование становилось основой для сотрудничества. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, школа и переписка книг.
[1] Белинский В.Г. Собрание сочинений в 7 томах. Т.1. – с. 36-37. – М.: Правда, 1953.
[2] Мезин С.А. История русской культуры X- XШ веков.- М.: ЦГО, 2000.
[3] Гумилёв Л.Н. От Руси до России. – СПб.: Лениздат, 2008.
[4] Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – конец XX века. Учебник для 10-11 классов ОУ. - М.: Просвещение, 2003.
[5] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. – М.: Наука, 1991.
[6] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
[7] Асов А.И. Атланты, арии, славяне: история и вера. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
[8] Кулаков А.Е. Религии мира. – М.: АСТ Астрель, 2003.
[9] Ионов И.Н. Российская цивилизация. С.17-44
[10] Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.: Школа - Пресс, 1994. С.21.
[11] Ионов И.Н. Ук. соч. С.18-19.
[12] Резник Е.В., Чудинова Ю.Ю. Православие. С.53-54.
[13] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.55.
[14] Там же.
[15] Головатенко А. История России: спорные проблемы. – С.23.
[16] Головатенко А. История России: спорные проблемы. С.22.
[17] Там же.
[18] Там же.
[19] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.62.
[20] Головатенко А. История России: спорные проблемы. С.24.
[21] Головатенко А. История России: спорные прблемы. С.24.
[22] Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. – С.63. и Гумилёв Л.Н. От Руси до России. – С.55.
Москва и Европа. Истоки и последствия Смутного времени
Святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, умученный поляками за свою непреклонную патриотическую деятельность, был на пороге XVII в. достойным преемником древних митрополитов, созидателей русской государственности.
Заслуга его еще ценнее, так как он оказался одиноким среди разбушевавшейся смуты, одновременно защищая попираем ...
Введение Христианства на Руси. Его влияние на развитие на влияние государственности
и права
Новая вера — христианство — с триумфом продвигалась по Европе и уже в IX веке все соседние с Киевской Русью народы (кроме угров) приняли эту веру. Нельзя сказать, что христианство было новой религией для руссов, оно имело своих сторонников на землях Киевской Руси еще со времен Андрея Первозванного. С давних времен приходило оно разными ...
Столкновение и размежевание церковной и светской
юрисдикции
Экономическое и политическое развитие древнерусских земель в XII XIII вв., эволюция органов власти, управления и суда приводили к столкновению церковной и светской юрисдикции, их конкуренции и перераспределению, к слиянию ведомств или к вытеснению одних ведомств другими.
Рассмотрим эту конкуренцию церковного и светского судов в двух об ...