FullHistoria

Подробно о истории

Религиозная реформа 988 г. в Киевской Руси
Страница 2

История » Принятие христианства на Руси » Религиозная реформа 988 г. в Киевской Руси

Другой причиной сопротивления христианству в Новгороде и Ростове было насторожённое отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чьё подчинение киевскому князю было основано на традиции и имело определённые границы. Нарушивший традицию Владимир, хотя и выросший в Новгороде, но затем поддавшийся чуждому греческому влиянию, был в глазах насильно обращаемых в христианство горожан Севера и Востока отступником, попиравшим исконные вольности.[42]

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным; земледельцы и охотники, поклонявшиеся духам домашнего очага, лесов, полей, рек, чаще всего совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия. Для многих селян Христос представлялся лишь ещё одним богом среди языческих. В народе распространилось двоеверие

– сосуществование христианства и язычества в обрядности, слиянии языческих богов с христианскими святыми.

Черты Перуна – громовержца приобрёл пророк Илья, который, согласно библейскому преданию, вознёсся на небо на огненной колеснице.

Покровитель скота святой Власий стал преемником бога Велеса. Святая Параскева Пятница заменила Макошь – покровительницу женских работ.

Языческие святки слились с Рождеством Христовым, летние русалии – с рождеством Иоанна Предтечи, которого называли в народе Иваном Купалой. «Народное» православие было проще «книжного», в нём большое значение придавалось обрядам, мелочным запретам, суевериям.

Показательно, что многие распоряжения Владимира, призванные утвердить новую веру, были проникнуты языческим духом (так поверженные идолы становились объектами поругания: по приказу князя их били палками, волочили по грязи и вообще обращались с ними так, как язычники привыкли обходиться с кумирами побеждённого врага).[43]

Понятно, что при Владимире Крестителе число христианских священнослужителей на Руси было невелико, и князь – реформатор поневоле был вынужден ограничиться христианизацией городов. Одной из насущных задач Владимира стало просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники – иностранцы, в основном выходцы из Болгарии. Важно отметить, что Болгарская (Охридская) митрополия обладала автокефалией (известной самостоятельностью, независимостью от константинопольского патриарха, в частности правом избирать главу Церкви). В Болгарии пользовались книгами на славянском (старославянском, церковнославянском) языке, близком к разговорному языку русских.[44]

При Владимире Святославиче «нача ставити по градам церкви и попы». Первая каменная церковь – Успения Богородицы, или Десятинная. Труднее было обеспечить церкви священнослужителями, снабдить книгами, иконами. Чтобы изменить языческое мировоззрение, повелел Владимир создавать школы – началось обучение детей из знатных семей – «нарочитой чади». Из них, возможно, предполагалось готовить священников.

Владимир стремился реализовать христианский идеал в современном ему восточнославянском обществе. Известно, что на первых порах князь отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников. Своеобразной формой социального обеспечения нуждающихся стала и организованная князем раздача пропитания неимущим, проведение регулярных трапез на княжеском дворе, куда мог прийти всякий голодный.

Страницы: 1 2 3

Даосизм в книге «Книга “Гуань-цзы” (VII в до н.э.) Гуань Чжуна»
Пустотное, не имеющее формы, зовется Путем. А то, что рождает и вскармливает все вещи, зовется Силой. Отношения между государем и подданным, отцом и сыном зовутся долгом. Повышение и понижение в должности, поклоны при встрече, взаимная уступчивость в обращении, различие между близкими в дальними — все это зовется ритуалом. А образец, по ...

Разгар Смуты
Почему победил человек, явившийся в Русское государство в окружении иноземцев и иноверцев — «латинян» да непопулярных московских владениях казаков? Основные причины победы Лжедмитрия I следующие. 1. Общественный кризис, из которого не был найден выход. 2. Слабая легитимация власти Годунова, из чего следовали непопулярность его самого ...

Русские земли в период феодальной раздробленности (вторая половина XI-первая половина XIII вв.)
После смерти Ярослава Мудрого на Руси начались феодальные войны, которые велись между князьями за киевский престол. Одна из причин – принцип наследования по старшинству, в соответствии с которым киевский престол переходил к старшему князю в роду. Развитие крупного феодального землевладения вело к усилению гнета над земледельцами, что ст ...