FullHistoria

Подробно о истории

Религиозная реформа 988 г. в Киевской Руси
Страница 2

История » Принятие христианства на Руси » Религиозная реформа 988 г. в Киевской Руси

Другой причиной сопротивления христианству в Новгороде и Ростове было насторожённое отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чьё подчинение киевскому князю было основано на традиции и имело определённые границы. Нарушивший традицию Владимир, хотя и выросший в Новгороде, но затем поддавшийся чуждому греческому влиянию, был в глазах насильно обращаемых в христианство горожан Севера и Востока отступником, попиравшим исконные вольности.[42]

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным; земледельцы и охотники, поклонявшиеся духам домашнего очага, лесов, полей, рек, чаще всего совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия. Для многих селян Христос представлялся лишь ещё одним богом среди языческих. В народе распространилось двоеверие

– сосуществование христианства и язычества в обрядности, слиянии языческих богов с христианскими святыми.

Черты Перуна – громовержца приобрёл пророк Илья, который, согласно библейскому преданию, вознёсся на небо на огненной колеснице.

Покровитель скота святой Власий стал преемником бога Велеса. Святая Параскева Пятница заменила Макошь – покровительницу женских работ.

Языческие святки слились с Рождеством Христовым, летние русалии – с рождеством Иоанна Предтечи, которого называли в народе Иваном Купалой. «Народное» православие было проще «книжного», в нём большое значение придавалось обрядам, мелочным запретам, суевериям.

Показательно, что многие распоряжения Владимира, призванные утвердить новую веру, были проникнуты языческим духом (так поверженные идолы становились объектами поругания: по приказу князя их били палками, волочили по грязи и вообще обращались с ними так, как язычники привыкли обходиться с кумирами побеждённого врага).[43]

Понятно, что при Владимире Крестителе число христианских священнослужителей на Руси было невелико, и князь – реформатор поневоле был вынужден ограничиться христианизацией городов. Одной из насущных задач Владимира стало просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники – иностранцы, в основном выходцы из Болгарии. Важно отметить, что Болгарская (Охридская) митрополия обладала автокефалией (известной самостоятельностью, независимостью от константинопольского патриарха, в частности правом избирать главу Церкви). В Болгарии пользовались книгами на славянском (старославянском, церковнославянском) языке, близком к разговорному языку русских.[44]

При Владимире Святославиче «нача ставити по градам церкви и попы». Первая каменная церковь – Успения Богородицы, или Десятинная. Труднее было обеспечить церкви священнослужителями, снабдить книгами, иконами. Чтобы изменить языческое мировоззрение, повелел Владимир создавать школы – началось обучение детей из знатных семей – «нарочитой чади». Из них, возможно, предполагалось готовить священников.

Владимир стремился реализовать христианский идеал в современном ему восточнославянском обществе. Известно, что на первых порах князь отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников. Своеобразной формой социального обеспечения нуждающихся стала и организованная князем раздача пропитания неимущим, проведение регулярных трапез на княжеском дворе, куда мог прийти всякий голодный.

Страницы: 1 2 3

Дипломатическая деятельность.
В конце 1701 он был назначен посланником в Константинополь. В 1702 - 1714 был первым постоянным послом России в Турции. В задачи Толстого входило недопущение военного столкновения между Россией и Турцией. Несмотря на дипломатический талант, ему не удалось помешать началу очередного русско-турецкого конфликта в 1711. После возвращения в ...

Охота
В период Киевской Руси флора и фауна Восточной Европы была богата и разнообразна. В первых грамотах – встречаются названия многих животных и птиц, служивших объектами охоты. Среди них – медведь, тур, лось, олень, серна, косуля (дикая коза), вепрь, волк, белый волк, соболь, куница, горностай, белка (веверица, векша, мысь), бобр, заяц, хо ...

Занятия восточных славян.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жит ...