FullHistoria

Подробно о истории

Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй полови
Страница 7

История » История государственного управления в России » Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй полови

В результате октябрьского переворота 1917 г. власть перешла в руки большевиков и их союзников. Были сформированы новые органы власти и приняты первые декреты о мире и земле. В России образовалась республика Советов. Объединенные (рабочие и крестьянские) Советы сложились в систему, которая была конституирована «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.). Последним этапом конституционного строительства стало принятие Конституции РСФСР (10 июля 1918 г.).

В период гражданской войны и «военного коммунизма» появилось значительное число чрезвычайных органов власти и управления, обслуживающих централизм и милитаризацию управления страной. Формировалась новая система судов и репрессивных органов (ВЧК, ревтрибуналы).

В 1921 г. политика «военного коммунизма» была заменена новой экономической политикой (нэп), способствовавшей частичному восстановлению капиталистического уклада.

Военно-политический союз советских республик сменился новой формой объединения - Союзом советских социалистических республик, закрепленный в Конституции СССР 1924 г.

В 1930-е гг., когда формировалась командно-административная система управления экономикой, произошло сращивание государственных и партийных властных структур. Коллективизация сельского хозяйства и индустриализация прошли на фоне дальнейшей бюрократизации управления, усиления личной власти и политических репрессий. Для сталинского политического режима были характерны существование однопартийной системы, жесткое администрирование, централизация, подавление любой оппозиции, репрессии, культ личности вождя.

Политический режим, установившийся на рубеже 1920-30-х гг. в СССР, многими современными исследователями характеризуется как тоталитарный.

Конституция СССР 1936 г. декларировала построение социалистического общества в стране. Изменился состав субъектов, составляющих федерацию.

Начало Великой Отечественной войны потребовало перестройки системы органов власти и управления. Появились новые чрезвычайные органы. По окончании войны изменение системы государственного управления сопровождалось демократизацией и децентрализацией. Расширились конституционные, экономические и иные права союзных республик. Были отменены чрезвычайные положения военного времени.

В 1953-1957 гг. в результате борьбы за власть победил Н.С. Хрущев, который с 1958 г. совмещал посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. В политической жизни принципиальное значение имел процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Было заявлено о демократизации общества и партии. Оживилась деятельность общественных объединений. Однако серьезной реформы политической системы не произошло.

В экономической сфере в 1950-е гг. было осознано значение начавшейся научно-технической революции.

В начале 1960-х гг. была принята Программа перехода советского общества к коммунизму. Однако уже к середине 1960-х гг. эта перспектива была заменена на более умеренную.

Склонность Н.С. Хрущева к непродуманным экономическим и политическим экспериментам привели к ухудшению экономического положения в стране, нарастанию недовольства его политикой, к дестабилизации системы управления.

После отстранения Н.С. Хрущева от власти (октябрь 1964 г.) появилось «коллективное руководство». Важные решения стали обсуждаться и приниматься высшим партийно-государственным руководством, а не единолично, как было при Сталине и Хрущеве.

В 1964-1965 гг. были восстановлены единые органы управления. Были ликвидированы совнархозы и восстановлены министерства. Сократилось число централизованных показателей, устанавливаемых для предприятий «сверху» министерствами. Главными показателями были определены полученная прибыль и рентабельность предприятия. Сверхплановую прибыль разрешалось использовать на социальные нужды.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Житьи.
Житьи – это новый термин, люди этой категории стояли между «меньшими» и «великими» боярами, но ближе к первому. «Житьи люди – социальное новообразование XIV – XV веков.»[7] Житьи связаны с концами в отличии от купцов, которые образовывали свое «сто». Житьи не занимали постов посадника и тысяцкого. Купец, который приобретал землю, прибл ...

Присоединение новых земель
Великое княжество Литовское, начиная с Миндовга, складывалось из белорусских, литовских и жмудских земель, и во главе стоял самодержец. Годы правления Ольгерда и Кейстута явили отклонение – двоевластие. Из многих сыновей Гедимина два сосредоточили в своих руках власть в Литве. Это были великий князь Ольгерд и жмудский князь Кейстут. Др ...

Дополнительные правила об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам
Мелкопоместным считался помещик, который имел менее 21 души мужского пола и притом не более определенного в законе количества земли. По 10-й ревизии из 103 194 помещичьих семей (владевших населенными имениями) насчитывалось 42 978 семей, владевших менее чем 21 душой мужского пола каждая, т. е. 41,3% от общего числа земле- и душевладельц ...