FullHistoria

Подробно о истории

Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй полови
Страница 4

История » История государственного управления в России » Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй полови

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов. Постоянные реорганизации и отсутствие персональной ответственности в коллежской системе отрицательно сказывались на деятельности центрального государственного аппарата.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств». В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей. В 1802 г. было образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Министры назначались и смещались императором и несли ответственность только перед ним. Министры обязаны были ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности. Министерства действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Коллегии не были упразднены, а расписаны между министерствами. Этот период сосуществования новых и старых учреждений был необходим для передачи опыта управления, форм делопроизводства.

В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств», документ, подготовленный М.М. Сперанским. Власть министров определялась в документе как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Этот правовой акт определил единообразие организации и делопроизводства министерств. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.

С введением «Общего учреждения министерств» началось упразднение коллегий. Система министерств носила более стабильный характер, чем ликвидированная коллежская система.

Одновременно с образованием министерств создается Комитет министров. В него по должности входили министры и главноуправляющие другими центральными органами, а также лица по усмотрению императора. На рассмотрение Комитета министров вносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов или из-за того, что они затрагивали интересы других ведомств. Комитет министров не являлся правительственным кабинетом, так как министры не были ответственны перед его председателем.

До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный государственный Совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г.

1 января 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный Совет (по плану М.М. Сперанского). Председателем его являлся император. Кроме обсуждения законопроектов Государственный Совет рассматривал ежегодные отчеты министерств и бюджет государства.

Государственный Совет состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий (составления законов и прошений) и канцелярии. Члены Государственного Совета назначались императором и делились на присутствующих только в общем собрании и присутствующих только в департаментах. Первоначально численность Государственного Совета составляла 35 человек, к концу XIX в. выросла до 60. Членство в нем было фактически пожизненным.

В 20-х гг.Х1Х в. Государственный Совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредоточивается в Собственной Его Величества канцелярии. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

На вторую четверть XIX в. приходится расцвет деятельности так называемых высших комитетов. Подобные государственные органы создавались и ранее. Одним из первых был Негласный комитет, образованный в начале царствования Александра I и обсуждавший проекты преобразований в государственном аппарате. При Николае I высшие комитеты становятся важнейшим звеном государственного аппарата. Фактически высшие комитеты представляли собой совещание монарха с представителями высшей бюрократии в целях решения конкретного вопроса. Таким образом, важнейшие правовые акты помимо Государственного Совета и Комитета министров могли приниматься и высшими комитетами. Всего по вопросам внутренней политики было образовано более 40 высших комитетов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Россия в эпоху Смутного времени.
Смутное время – состояние государственной катастрофы: кризис власти; недовольство и бунт народа; ослабление и распад государства; раскол общества. Первый этап смуты – династический (1584-1605). Борис Годунов. После смерти Ивана Грозного (1584) началась острая борьба за власть. Преемник царя, его сын Федор Иванович, был слабым и болезн ...

Завоевание Коринфа, Аргоса и Навплии
Империя латинцев уже после нескольких лет по своем основании прошла через внутренний кризис, который показал, насколько слаба была ее жизненность. Различные национальные группы франков начали уже затевать раздоры, а отчасти относились к верховному сюзерену с полным равнодушием. Бельгийцы с императором владели столицей и ее областью, а в ...

Особенности военной политики правителей позднего царства. Правление иноземных завоевателей
После смерти Рамсеса III на престоле сменилось еще 9 правителей, также носивших имя великого Рамсеса. При них могущество Египта закончилось. Фивы во главе с жрецами Амона отделяются от Египта. Теперь это независимое княжество. О народах моря сведений нет, но с запада Дельта мирным путем захватывается ливийцами. К этому времени отряды ...