Истоки декабризмаСтраница 1
История » Исторические взгляды декабристов » Истоки декабризма
Проблема истоков декабризма в отечественной историографии изучена довольно широко как в отдельных исследованиях, так и в общей концепции отдельных авторов. Столь большой интерес к этой проблеме исследователей связан с кругом еще не решенных проблем, белых пятен которые оставили сами декабристы и предшествующие авторы, изучающие данную проблематику. Эту проблему изучали как дореволюционные, советские так и современные исследователи, применяя различные методологии к изучению проблемы истоков декабризма. Применение различных методологий позволяет смотреть на проблему с разных точек зрения, которые бывают прямо противоположны друг другу. Пройдет еще не одно поколение исследователей, когда эта проблема перестанет быть актуальной, целью данного исследования является изучение проблемы истоков декабризма в отечественной историографии.
О начале исследования проблемы появления декабризма можно говорить с появления первого научного труда освещающего декабризм с точки зрения официально охранительной концепции, ее представил М.А. Корф в своем труде "Восшествие на престол императора Николая I"[22]. Эта робота вышла в 40-50-е годы XIX века и первоначально предназначалась для узкого круга лиц, в течении десяти лет с момента издания книга подвергалась переработки как самим автором, так и Николаем I. В окончательном виде книга будет представлена в свет 1857 году и не случайно в 1956-1957 году будет объявлена амнистия декабристам сосланных в ссылку, это непосредственно вызывало интерес в общественной мысли русского общества, и самодержавие в лице Александра II предоставляло возможность с помощью труда Корфа этот интерес удовлетворить. В книге Корфа декабристы представлены в негативном свете говоря об истоках декабризма Корф подмечает что декабристы это "скопище кровожадных цареубийц"[23], которые набрались западных идей "пагубных идей"[24] и стремились осуществить свои планы но не нашли поддержки. Как отмечает Корф "не в свойствах и нравах русского народа был сей умысел"[25] такова была официальная версия. Отсюда дело декабристов представлялась однобоким и не объективным. Истоки же декабристов с этой позиции трактуются как минутное помешательство, не имеющие под собой ни какого основания.
Совершенно противоположной официально-охранительной теории выступили сами декабристы. Они считали необходимым восстановить историческую правду, хотя в условиях жестокой николаевской реакции сделать это открыто было практически невозможно. И все же в мемуарах, публицистических статьях, надеясь в перспективе на их публикацию, декабристы занялись созданием собственной истории.
В историографическом плане среди мемуарного наследия декабристов особо надо выделить статью М.С. Лунина "Взгляд на русское тайное общество с 1816 до; 1826 года"[26]. Статья представляет собой сжатый очерк истории тайных обществ в России. В ней доказывается закономерность возникновения в России этих обществ, их глубоко прогрессивное историческое значение.
Так же стоит отметить декабриста Тургенева Н.И. и его труд "Россия и русские"[27] В книге доказывается, что в деятельности декабристских обществ не было ничего противозаконного и они фактически преследовали те же цели, что и правительство Александра I, и следовательно являлись закономерным движением возникшим на волне либеральных реформ проводившиеся в начале XIX века. Так же стоит отметить, что Тургенев отрицал революционный характер декабристских организаций. Хотя его произведение пронизано либеральными идеями, оно наполнено патриотизмом, и одной из причин появления тайных обществ видит влияние западных идей.
Особенности христианизации Руси
Некоторые авторы считают, что в 987 г., со времени княжения в Киеве Владимира, младшего из сыновей Святослава, в Киевской Руси наступает фаза обострения между официальным язычеством и развивающимся христианством.[22] ...
Походы Батыя на Северо-Восточную Русь
Войско Джебе и Субедея, разгромив на Калке ополчение южных русских князей, вошло в Черниговскую землю, дошло до Новгорода-Северского и повернуло назад, неся повсюду за собой страх и разрушения. Потерпев поражение в том же 1223 году от волжских булгар, Субедей и Джебе ушли в Монголию.
Разведка боем показала, что вести захватнические пох ...
Махмуд Кашгари и его научный трактат «Словарь тюркских наречий»
Среди деятелей науки видное место занимает выходец из тюрк. среды ученый-тюрколог Махмуд ал-Кашгари из рода караханидских каганов. Еще в юности будущи ученым исходил многие земли тюркских народов, изучая особенности их языка, стихи, придания, песни, пословицы и т.д. Махмуд учился в Кашгаре и Багдаде. В 1072–1074 гг. он написал книгу «Ди ...