FullHistoria

Подробно о истории

Кавказ и русское государство XVI–XVII вв.
Страница 5

История » Кавказ и русское государство XVI–XVII вв.

Дальнейшие события, а именно победа в конце июля 1572 года русских войск под командованием Михаила Ивановича Воротынского над крымским ханом, вернули Русскому государству пошатнувшийся престиж, и весной 1578 года в Москву прибыло новое кабардинское посольство с подтверждением подданства, а также с просьбой восстановить крепость на Сунже и прислать войска для защиты от крымских татар. Во главе этого посольства в русскую столицу прибыли брат погибшего Темрюка, старший князь Камбулат Идаров, а также сын Пшеап-шоки Кайтукина Казый и Созоруко Тапсаруков из рода Таусултановых, являвшиеся представителями наиболее влиятельных в Кабарде княжеских фамилий. Вместе с Камбулатом Идаровым приехал его сын Хорошай, получивший при крещении имя Борис и впоследствии ставший в России крупным военачальником. В Москве Камудат получил от царя грамоту с признанием его старшинства в Кабарде, а на Терек был послан сильный отряд стрельцов под командованием Луки Новосильцева, восстановивший крепость у устья Сунжи. В 1589 году, после смерти Камбулата Идарова и избрания новым старшим князем Янсоха Кайтукина, подданство Кабарды в Москве было еще раз официально подтверждено.

Находились в подданстве у русского царя и западные черкесы (адыги), о чем свидетельствуют дипломатические документы 1600 года, а в 1614—1615 годы западные черкесы присягали на верность царю Михаилу Федоровичу. Как и в ряде других случаев, русское правительство ограничилось формальным признанием своего главенствующего положения, не прислало к западным черкесам русской администрации и не обложило их податями. В 1634 году в Терки, где находился центр русского управления краем прибыли с подтверждением подданства князья Безрука Камурзин от темиргоевцев и Мурза Отлепшукин Левов от абазин. Позднее, когда в Терках проходили переговоры о присоединении к России Казиевой Кабарды, в переговорах участвовали и абазинские мурзы в качестве одной из заинтересованных сторон. Считается, что абазины окончательно присягнули русскому царю вместе со своими князьями в 1645 году.

Захват русскими Астраханского ханства и демонстрация, таким образом, их военного превосходства немедленно повлек за собой многочисленные визиты в Москву послов от шамхала, из Дербента и других мест Дагестана. В 1555 году ко двору Ивана Грозного явились дагестанские послы с предложением дани и с просьбой принять на службу. Разумеется, отказано им не было. Одной из причин спешного перехода дагестанских владетелей в царское подданство являлось перекрытие русской администрацией традиционных торговых путей из Дербента через Астрахань. Теперь, чтобы отправлять и получать товары, требовалось разрешение Москвы, а получить его проще всего было через русское подданство.

В 1556 году из Астрахани пришло известие, что правители Шемахи, Шевкал и Тюменского княжества прислали представителей с предложениями о мире и торговле, а на следующий год от шамхала и тюменского князя в Москву прибыло посольство с просьбой о подданстве и о защите. Посольство было принято, но отношения шамхала и тюменского князя с Россией в тот момент не сложились: царь как раз начал поддержку других своих подданных - кабардинских князей, воевавших с Дагестаном. В 1560 году воевода И. С. Черемисинов во главе отряда стрельцов и казаков вышел из Астрахани на судах и высадил десант у города Тарки на каспийском побережье, чем вынудил шамхала отступить в горы. На этом свою миссию помощи кабардинцам воевода Черемисинов счел завершенной, и, изломав несколько строений, русские войска вернулись в Астрахань.

Вскоре в одной из стычек шамхал был убит, его преемник почел за благо найти с Россией общий язык, в 1567 году прислав в Москву посла с просьбой защитить его от кабардинцев в обмен на подданство. Результатам переговоров стала постройка на территории, принадлежавшей шамхалу русской крепости. Крепость получила название Койсинского острога.

В конце XVI века предпринималась попытка договориться с шамхалом об урегулировании пограничных споров и о приведении его к присяге на верность русскому царю. Однако шамхал условием своего участия в переговорах поставил снос Койсинского острога, что было для России совершенно неприемлемо. Другие дагестанские князья не разделяли точку зрения упрямого шамхала: в 1602 — 1603 годах вассалы шамкала, кафыркумукский князь Сурхай Тарковский и Султан-Махмуд Эндереевский за спиной сюзерена прислали в Москву посольство с просьбой принять их в русское подданство. В это же время между шамхалом и наследником престола Крым-шамхалом вспыхнула ссора, переросшая в настоящую войну, причем шамхал ориентировался в политике на Османскую империю, наследник же стоял на прорусских позициях. Его просьбы о поддержке вовремя совпали с необходимостью России закрепиться в Дагестане ввиду иранской опасности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Система физического воспитания в Афинах
Расцвет физической культуры Афин приходится на VI - начало IV вв. до н.э. Для осуществления функций власти в городе-государстве, живущем ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе складывался и состав населения. По приблизительным данным, в Афинах V в. до ...

Реформы органов власти и управления
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Взамен устаревшей системы приказов было ...

Культура Армении
С 7 в. н.э. Армения была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована. После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживани ...