FullHistoria

Подробно о истории

Государственный строй Рима в период республики
Страница 2

История » Рим в период республики » Государственный строй Рима в период республики

Особое значение в Римской республике принадлежало сенату

, обладавшему значительной компетенцией, вершина власти которого относится к 300–135 г. до н.э. Сенат (лат. senatus, от senex – старик, совет старейшин) – один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н.э.). С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты – таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.

Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов – принцепс (princeps senatus).

В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V–III вв. до н.э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии – кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Таким образом, сенат фактически осуществлял руководство государством.

Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев – плебисцита.

По словам Полибия (т.е. с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме – лучшими людьми, то есть Сенатом.

Римская республика на всех своих этапах была рабовладельческой по своему историческому типу и аристократической по форме правления.

В период рассвета республики наиболее привилегированными считались главы фамилий из сенаторского сословия – нобили. Им же принадлежали крупные земельные угодья. Имущественный ценз для таких граждан достигал миллиона сестерций (мелкая серебряная монета).

Вторым сословием были всадники, имущественный ценз которых составлял 400 тыс. сестерций. Представители первых двух сословий пользовались преимуществом на занятие должностей, могли иметь свои носилки, ложи в театре, одевать золотые кольца.

Рангом ниже стояли декурионы – средние землевладельцы, бывшие магистраты, управлявшие городом.

Важнейшими этапами борьбы между плебеями и патрициями стали: учреждение в 494 г. до н.э. должности плебейского (народного) трибуна. Избираемые плебеями 10 трибунов не участвовали в управлении, но могли наложить вето на распоряжение любого должностного лица.

В 451–450 гг. до н.э. издаются законы XII таблиц, что ограничивает возможность произвольной трактовки права патрицианскими магистратами. С 449 года до н.э. плебейские сходки могли принимать законы. С 445 года до н.э. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Это открыло доступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат. Раньше к этим должностям их не допускали, так как считалось, что священное гадание (ауспиции) мог совершать только консул из патрициев.

Страницы: 1 2 3 4 5

Красная Армия. Великая Отечественная Война
Итоги армейской чистки были подведены Ворошиловым на заседании Военного Совета, проходившем 29 ноября 1938 года. "Когда в прошлом году была раскрыта и судом революции уничтожена группа презренных изменников нашей Родины и РККА во главе с Тухачевским, - заявил он, - никому из нас и в голову не могло прийти, не приходило, к сожалению ...

Внешняя политика Казахстана в 90-х - начале 21 века. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики
2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка рек ...

Подготовка отмены крепостного права
Стоит отметить, что по Литваку Б. Г. текст Манифеста, возвещавшего освобождение крепостных крестьян, был написан по поручению Александра II московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). По Зайончковскому П. А , а также по Захаровой Л.Г. в написании Манифеста принимали участие Редакционные Комиссии (проекты и концепции, ими разработанны ...