FullHistoria

Подробно о истории

Романовы при Борисе Годунове
Страница 1

История » Предыстория династии Романовых » Романовы при Борисе Годунове

После смерти Ивана Грозного, в первые годы правления Фёдора Ивановича, как и боялись 21 год назад некоторые бояре, фактическим правителем государства на короткое время стал представитель рода Захарьиных–Юрьевых – Никита Романович. Кроме того, большим значением пользовался шурин царя Борис Годунов, князь И. Ф. Мстиславский и дьяки Щелкаловы. Никита Романович находился в родстве, хотя и в дальнем, с Борисом Годуновым, так как отдал свою дочь Ирину за Ивана Ивановича Годунова, его троюродного племянника; будучи женаты на двух родных сёстрах, княжнах Горбатых – Шуйских, Никита Романович и князь Иван Фёдорович Мстиславский были свояками; к Щелкаловым Никита Романович относился весьма дружелюбно, так как ценил в них ум и выдающиеся государственные способности. Из этого ясно, что в первые месяцы царствования Феодора, пока Никита Романович был здоров, власть сосредоточивалась в кружке лиц, которые находились между собой в родственных и дружеских отношениях. Смотрите информацию Продукция Broen краны шаровые у нас.

Однако в 1584 г. Никита Романович сильно занемог и не был уже в состоянии принимать участие в делах правления. Перед кончиной он принял пострижение и даже схиму. В Новоспасском монастыре на памятнике написано: «Лета 7094 (1586), апреля в 23 день, представился раб Божий болярин Никита Романович Юрьев – Захарьин, во иноцех Нифонт схимник».

От первого брака с Варварой Ивановной Ховриной у него не было детей. От второго, с княжной Евдокией Александровной Горбатой – Шуйской, он имел шестерых сыновей: Феодора (впоследствии патриарха Филарета), Александра, Михаила, Ивана, Василия и Льва, и шесть дочерей. Иулиания умерла во младенчестве; Анна была замужем за князем Феодором Ивановичем Троекуровым; Евфимия – за князем Иваном Васильевичем Сицким (обоих, жену и мужа, при царе Борисе постригли в монашество); Марфа – за князем Борисом Камбулатовичем Черкасским; Ирина – за боярином Иваном Ивановичем Годуновым; Анастасия – за боярином, князем Борисом Михайловичем Лыковым[33]. Сыновья Никиты Романовича были известны в конце царствования Феодора Иоанновича, а так же при царе Борисе, под именем «Никитичей», что указывало на их сплочённость и дружбу между собой. Они – то и стали называться не Захарьиными и не Юрьевыми, а Романовыми по своему деду, Роману Юрьевичу.

При царе Фёдоре Ивановиче Фёдор Никитич Романов и Борис Фёдорович Годунов занимали равное положение: оба являлись ближними воеводами, если царь находился при армии; получали равной важности поручения. Необходимо, однако, учитывать, что вскоре при дворе в разных должностях появились братья Фёдора Никитича: сначала – Александр, потом – Иван. Годунов же оставался один.

Однако в последние годы жизни Фёдора Ивановича мечта занять место не только у трона, но и на самом троне, всё чаще тревожила Бориса Фёдоровича…

7 января 1598 г. Фёдор Иванович умер, не оставив наследника. Девятого января совершилось погребение Фёдора в храме Архангела Михаила. Народ любил почившего государя, приписывая действию его молитв благосостояние Отечества[34].

К этому времени был мёртв и последний сын Ивана Грозного Дмитрий, убитый в 1591 г. Следовательно, мужская линия Рюриковичей прервалась. В сложившейся обстановке два человека имели возможность претендовать на престол: Фёдор Никитич Романов и Борис Фёдорович Годунов. Кто из них больше достоин его? Ссылаясь на С. Буссора, он говорит о том, что царица Ирина убеждала Фёдора Ивановича вручить царский скипетр брату её Годунову; «но царь предложил скипетр старшему из своих двоюродных братьев, Фёдору Никитичу Романову, имевшему на престол ближайшее право; Фёдор Никитич уступил скипетр брату своему Александру, Александр – третьему брату, Ивану, Иван – Михаилу, Михаил – какому – то знаменитому князю…»[35]

Ни сам Фёдор Никитич Романов, ни его братья занимать трон не спешили, уступая его друг другу и даже вызывая тем самым гнев умирающего царя: «Царь, долго передавая жезл из рук в руки, потерял терпение и сказал: «Так возьми же его, кто хочет».

Иначе вёл себя в этой обстановке Борис Годунов: «Тут сквозь толпу важных особ протянул руку Годунов и схватил скипетр», несмотря на то, что умирающий царь «благословил и приказал быть на престоле Московского государства братаничу своему Фёдору Никитичу Романову»[36].

С восшествием на престол Бориса Годунова всё переменилось. Ненавидевший всю романовскую семью, боявшийся их как потенциальных соперников в борьбе за власть, хитрый узурпатор одного за другим начал убирать своих противников. Пытаясь обезоружить Романовых признанием их высокого боярского положения, он в то же время окружил их недоверчивым надзором, а когда почуял, что не тверда почва под его престолом, не колебался, где искать корней опасности для своей власти и своих династических планов: в 1601 г. взята была под стражу и на розыск вся семья бояр Романовых. Гласно их обвинили в колдовстве, будто бы найдя у одного из них, Александра Никитича, какое – то «коренье»[37]. Однако арестовали не только Александра Никитича, не только всех Романовых, но и всех родственников, и друзей: Шестуновых, Черкасских, Репниных и др[38].

Страницы: 1 2 3

Эпоха царствования Екатерины II – эпоха просвещённого абсолютизма
Время царствования Е.II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным м ...

«Лазаревская эпоха»
В марте 1826 года был обнародован указ государя-императора Николая I, официально вернувший нашему городу имя, данное ему при основании: «… город не именовать впредь Ахтиаром, но всегда Севастополем». Николай I много ездил по стране, часто бывая в Крыму и в Севастополе. Поскольку он был убеждён, что без сильного флота нет могущественной ...

От русского менталитета к советскому
В первые годы советской власти воспитание молодого поколения было ориентировано на развитие личности, воспитание «нового человека». Впоследствии большевистское правительство вступило на противоположный путь, считая, что в тоталитарном государстве важнее подчинить личность коллективу. Советская ментальность формировалась отнюдь не тольк ...