Романовы при Борисе ГодуновеСтраница 2
История » Предыстория династии Романовых » Романовы при Борисе Годунове
И начиная с 1601 г. на Романовых обрушились репрессии. Александр, Михаил и Василий Никитичи не пережили царской опалы. Летописцы говорят, что Александра удавили в ссылке, у берегов Белого моря. Василий и Иван были посланы в Пелым. Борис велел их содержать строго, однако не мучить. Но слуги Бориса показывали ему более усердия, чем он, по – видимому, того требовал. Василий скоро умер от дурного обращения с ним приставов. Михаила Никитича держали в земляной тюрьме в Ныробской волости, в окрестности Чердыни. До сих пор показывают там, в церкви его тяжёлые цепи[39].
Старшего брата – Фёдора Никитича, которого Борис Годунов боялся как наиболее законного претендента на царский трон, насильно постригли в монахи (под именем Филарета) и отправили в далёкий Антониев – Сийский монастырь в Архангельский уезд. Такая же участь постигла его жену Ксению Ивановну Шестову. Постриженная под именем Марфы, она была сослана в Заонежье, в Егорьевский погост Толвуйской волости[40]. Её малолетние дочь Татьяна и сын Михаил (будущий царь) были заточены в Белоозеро с тёткой Настасьей Никитичной. Позднее дети были перевезены в с. Клин. Жизнь Филарета в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с внешним миром, изнуряли грубым соглядатайством и мелочными притеснениями, жалуясь в то же время в Москву на его запальчивый нрав. С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия Филарет стал высказывать надежду на скорые перемены в своей судьбе. 30 июня 1605 г. Лжедмитрий возвёл его в сан ростовского митрополита[41]. Филарет редко наезжал в свою митрополию, проживая большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Филарет ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Филарет, запершийся с народом в соборе, был схвачен и с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор, по мнимому своему родству с Филаретом, назначил его Патриархом Московским и всея Руси. И это в то время как в Москве действовал законный патриарх – Гермоген. Однако Гермоген понимал ситуацию, в которой оказался Филарет, и в одной из своих грамот писал: «…а которые взяты в плен, как Филарет … не своею волею, но силой, … таких мы не порицаем, но молим о них Бога»[42].
В качестве наречённого патриарха Филарет рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после его бегства в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королём о приглашении последнего на русский престол. Когда Рожинский в марте 1610 г. сжёг Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифо – Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Филарета. По разбитии этого отряда русским войском он получил свободу. После свержения Шуйского Филарет по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с князем В. В. Голицыным в посольство к польскому королю Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол Владислава. Переговоры не привели ни к чему, и по получению известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Филарет пробыл в плену у поляков до 1619 г.[43]
В 1612 г. Марфа, выпущенная поляками из Кремля во время его осады войсками второго ополчения, уехала с сыном в свою костромскую вотчину Домнино. 14 марта 1613 г. она принимала в Костромском Ипатьевском монастыре соборное посольство и, сначала несколько раз отказавшись, всё – таки благословила сына на царство.
[1] Чунаков А. В. «От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома» (История, культура, быт и нравы царей династии Романовых). М., 2004
[2] Кулюгин А. И. Правители России. – Издание 3-е, исправленное. – М., 2004
[3] Пчёлов Е. Романовы. История династии. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004
[4] Чунаков А. В. «От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома» (История, культура, быт и нравы царей династии Романовых). М., 2004
[5] Пчёлов Е. Романовы. История династии. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004
[6] Там же.
[7] Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Ку. – Ма. – М.,2003
[8] Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл. – Ку. – М., 2003
[9] Пчёлов Е. Романовы. История династии. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004
[10] Костомаров Н. И. История Руси Великой: В двенадцати томах. Том 1: Русская история в биографиях её главнейших деятелей. – Сост., подготовка текста и коммент. С. Д. Ошевского. – М., 2004
[11] Там же.
[12] Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 12. Мо. – Но. – М., 2004
[13] Ключевский В. О. Курс русской истории. Часть 3. Петроград, 1918
[14] Пчёлов Е. Романовы. История династии. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004
[15] Чунаков А. В. «От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома» (История, культура, быт и нравы царей династии Романовых). М., 2004
Оценка крестьянской реформы 1861 г. в исторической науке
Официальные дворянские историки (И. И. Иванюков «Падение крепостного права в России», 1882; Г. Г. Джаншиев «Эпоха Великих реформ», 20 переизданий с 1883 по 1907 г.) рассматривали реформу как «великий освободительный акт», как результат распространения гуманистических идей. Основное внимание уделялось подготовке реформы, а не ее реализац ...
Реформы в области народного образования (1863 –
1864)
За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создав ...
Кем был Рюрик?
1. Был ли Рюрик вождем варяжского племени "русов"?
Если бы он был вождем, то после вокняжения в такой богатой и обширной стране либо соединил бы ее территорию с территорией племени "русов", либо это племя переселилось бы на новообретенные земли - но никакое подобное пришествие "русов" не зафиксировано, ник ...