FullHistoria

Подробно о истории

Историческое  и  политическое  значение  сословной  реформы
Страница 1

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Историческое  и  политическое  значение  сословной  реформы

Сословная реформа находилась в плоскости внутренней политики Петра 1. Коснулась она практически всех классов и сословий и получила у современников и исследователей петровской эпохи весьма противоречивые оценки.

Характерной чертой всех преобразований первого российского императора было то, что все они не были заранее подготовлены и теоретически обоснованны, в этом сходятся большинство историков. «О поистине можно сказать, - писал Н,Бердяев, - что Россия непостижима для ума и не измерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречии бытие России факты для подтверждения своей веры».[38] Здесь есть программа мачт тв на сегодня.

Все усилия Петра были направлены на создание могучей экономически сильной державы. В то время его преобразования стали настоящей революцией в общественной жизни. Однако Россия была и осталась, тем не менее, страной, не имевшей сильной государственности. Реформы проводились и работали /и то частично/ лишь благодаря железной воле государя, его неудержимому стремлению все переустроить и изменить. Но это только с одной стороны. С другой, - Россия в те времена начинает формироваться как самая государственная и бюрократическая страна в мире; все в России превращалось Петром в орудие политики. Интересы созидания, поддержания, процветания и охранения огромного государства занимали исключительное место во всех его делах. Для свободной творческой жизни у народа почти не оставалось сил, энергия шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия были слабо развиты и не играли той исторической роли, какую играли в истории западных стран. Личность была подавлена огромными размерами и агрессивностью государства, предъявлявшего непосильные требования. Созданная Петром бюрократия уже тогда развилась до чудовищных размеров, в стране парило самоуправление, казнокрадство, жестокие нравы. Русская государственность занимала скорее положение сторожевое, оборонительное до Петра, и агрессивно-фиксальное в годы его царствования.

Скоропалительная «европеизация» России Петром, внедрение в общественное сознание «нового» образа жизни, привнесенного с Запада, очень болезненно воспринималось русским обществом, так как претило национальному менталитету. В таких условиях добиться сколько-нибудь значимых результатов в области социальной политики было сложно, тем более, что мнения сословия царь никак не учитывал.

Заметим, впрочем, справедливость слов Бердяева о том, что никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ /по своему духу/; создал в конце концов, такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?[39]

Ни славянофильская, ни западническая философия так и не смогла объективно оценить деяния Петра Великого, впадая из одной крайности в другую.

Воздействие реформ на русскую жизнь, при всей их закономерности и подготовленности, предшествующим историческом развитии, все таки поистине громадно. А именно в том, насколько смогли войти преобразования в кровь и плоть народа, его быт и бытие, - критерий их эффективности.

Общим местом стало утверждение о жестокости преобразователя, который «драл с народа три шкуры» и строил «Северный парадиз» - Санкт-Петербург «на костях крепостных и работных людей». Но еще недавно все эти «издержки» историки эпохи исторического материализма» были склонны относить на счет «классовой ограниченности» Петра, выражавшего интересы феодального дворянства. Здесь можно возразить. И крестьянин, и купец, и помещик равно выигрывали от развития железоделательной промышленности Урала и текстильных мануфактур Подмосковья, выхода России к Балтийскому морю и распространению того же картофеля. Петр не стал исключением среди российских реформаторов, для которых всегда было характерно нетерпение, желание как можно скорее видеть новое, вопреки почве и традициям, которые, не раздумывая, приносили в жертву государственным интересам.

Можно смотреть на деятельность Петра под углом зрения Е,В,Анисимов, который писал: «Время петровских реформ – это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в общественное сознание культа сильной личности – вождя, «отца нации», «учителя народа». Это и время запуска «вечного двигателя» отечественной бюрократической машины, работающей по своим внутренним и чуждым обществу законам до сих пор. Это и всеобъемлющая система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства, без которых не могла существовать и наша «административно-командная система». Время Петра – это и столько характерные для нашего общества страх, индифферентность, социальное иждивенчество, внешняя и внутренняя несвобода личности. Наконец, победы на поле брани соседствовали с подлинным культом военной силы, милитаризмом, военизацией гражданской жизни, сознания…» /»Время петровских реформ»/.

Страницы: 1 2 3

Биография Джугашвили - Кобы – Сталина
Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили) Иосиф Виссарионович, (родился 21.12.1879, г.Гори, ныне Грузинская ССР, — умер 5.03.1953, г.Москва). Один из руководящих деятелей Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, видный теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма. Родился в семь ...

Особенности материальной и духовной культуры
У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (час ...

Махмуд Кашгари и его научный трактат «Словарь тюркских наречий»
Среди деятелей науки видное место занимает выходец из тюрк. среды ученый-тюрколог Махмуд ал-Кашгари из рода караханидских каганов. Еще в юности будущи ученым исходил многие земли тюркских народов, изучая особенности их языка, стихи, придания, песни, пословицы и т.д. Махмуд учился в Кашгаре и Багдаде. В 1072–1074 гг. он написал книгу «Ди ...