FullHistoria

Подробно о истории

Низшее  сословие
Страница 2

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Низшее  сословие

Во многих местах помещики полностью перешли на обработку земли холопами. Такое положение не устраивало государственную казну, которая собирала налоги с земли, обрабатываемой свободными крестьянами. Государство предприняло шаги, чтобы собрать подати и с той земли, которая обрабатывалась холопами.

Возлагая на пашенных холопов ту же тягость, какую несли крестьяне, правительство, можно сказать, приравняло одних к другим. Если жизнь заставляла крепостных крестьян становиться на холопское положение, то законодательство ставило холопов в положение крепостных. Это привело к тому, что помещики стали относиться к своим крестьянам, как к холопам. Злоупотребления помещичью властью начинают увеличиваться именно в конце CUII века. Торговля людьми возрастает. Она принимает такие размеры, что даже Петр чувствует себя бессильным искоренить куплю-продажу людей. Осуждая в одном из указов 1721 г. продажу крестьян, Петр сомневается в возможности прекратить ее, но предписывает такую торговлю пресечь.

С 1705 г. на холопов распространяется рекрутская повинность. После этого вся разница между холопами и крестьянами свелась только к тому, что существовали названия «холоп» и «крестьянин». На деле же холопство до такой степени проникло в крестьянство, и, наоборот, крестьянство сблизилось с холопством, что разграничить стало невозможно.

Дальнейшая жизнь быстро стерла последние различия, какие еще можно было улавливать в этих двух, когда- то столь различных состояниях.

Когда подходила к концу шведская война и армия стала возвращаться на родину, пришлось подумать, как их прокормить. В поисках средств, произвели нехитрый арифметический расчет: сосчитали все платившие подати население России, выяснили, сколько душ плательщиков приходится на каждого рядового, потом высчитали, сколько в среднем стоит содержание солдата в год. То, что получилось, разложили поровну на число душ, пришедшихся на каждого рядового. По первой ревизии /1718 г./, в ревизские списки занесли только крестьян и пашенных холопов. В 1720 г. было приказано записать плательщиками всех подданных помещика, за исключением дьяконов и священников.

Таким образом, после первой ревизии крепостные крестьяне и холопы оказались в одном разряде. С этих пор холопство на Руси исчезает.

В 1722 году нашло свой предел и существование вольных и гулящих людей. Деятельному, всегда занятому работой царю, этот разряд населения всегда сильно досаждал. Еще в начале своего царствования он высказывался за то, что искоренить воров и бездельников. Вольные или гулящие люди действительно представляли из себя изрядный сброд, изменчивый по своему составу, бездельный и беспокойный. Вольным или гулящим человеком считал себя вольноотпущенный крестьянин и холоп, холоп кабальный, вышедший на свободу после смерти господина, а также люди других сословий, которых судьба или несчастье исключали из привычной социальной среды. Всем гулящим людям предписывалось или зачислиться на военную службу, или отыскать себе господ, которые бы согласились принять их к себе «во двор». Чиновникам было приказано следить, чтобы без дела никто «не мотался». Те же вольные люди, которые не годились к военной службе и не находили себе господ ссылались на галеры.

Первая ревизия, как известно, принесла с собой подушную подать, которая взималась «с души». Для казны это было выгодно. Так как за платежной дисциплиной по-прежнему следили владельцы земли, то помещичья власть над личностью крестьянина еще больше усилилась. В результате слияния крестьян с холопами, то первые стали практически полной собственностью господ. Это новое состояние сельского работника получает с того времени название «крепостной», или «ревизская душа».

Страницы: 1 2 3 4

Положения 19 февраля 1861г.. «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».
Манифест 19 февраля явился основным документом реформы, именно он провозгласил реформу. На положения манифеста опирались прочие законодательные акты, регулирующие ход реформы, манифест определял также механизм ее реализации (правовые акты и государственные органы). Манифест определял цель реформы: « .крепостные люди получат в свое врем ...

Битва на поле Куликовом
Дмитрий, благодаря своим бесстрашным “сторожам”, был хорошо осведомлен о состоянии войска Мамая и его планах. Имел он и весьма точные сведения о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайло и рязанском князе Олеге. И, стараясь не допустить соединение рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил свое продвижение ...

Культура восточных славян в VI-VIII веках. Различные сферы культуры восточных славян до появления Древнерусского государства и принятия христианства
Яркий свет на первобытную историю человечества, в том числе славян, пролили лишь археологические исследования. Благодаря последним, было установлено наличие различных символик. Титульная символика каждого государства являет собой духовное постижение мира, своего удела в нем и самопознание народа. В языческие времена Киево-Новгородской ...