FullHistoria

Подробно о истории

Последствия и уроки Карибского кризиса

История » Карибский кризис 1962 года » Последствия и уроки Карибского кризиса

Кризис имел многоплановые и далеко идущие…последствия как позитивного, так и негативного характера. Среди первых следует выделить следующие:

· осознание сверхдержавами собственной уязвимости и зависимости друг от друга. Стало очевидным, что ядерная конфронтация между США и СССР создает угрозу существования всего мира; были выработаны своего рода “правила поведения”, которые позволили в дальнейшем не допускать в отношениях между Москвой и Вашингтоном возникновения столь острых кризисных ситуаций.

· непосредственно после завершения кризиса с обеих сторон были предприняты условия, направленные на закрепление достигнутых договоренностей и совершенствование механизма безопасности. Между Вашингтоном и Москвой была установлена прямая линия “горячей” связи; в 1963г. был подписан Договор о прекращении ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, космосе и под водой).

Однако наряду с положительными, Карибский кризис имел и отрицательные последствия:

· не удалось поставить надежный заслон процессу расползания ядерного оружия, так как технологиями производства атомных бомб во второй половине 70-х годов овладели Южно-африканская Республика и Израиль.

· в условиях холодной войны борьба за доминирование в мире между СССР и США продолжалась опосредованно - как бы перейдя с глобального на другие этажи миропорядка (конфликты и войны между “вассалами” двух сверхдержав).

Карибский кризис, несмотря на весь его внутренний накал и драматизм, позволяет извлечь и ряд полезных уроков, которые могут быть использованы в будущем:

Урок №1. Парадоксально, но именно наличие ядерного оружия помогало сохранять хрупкий мир на Земле более полувека. Отсюда можно сделать вывод о том, что потребность самосохранении у человека достаточно велика, чтобы удержаться от соблазна ядерной авантюры.

Урок№2. Конфликты существовали в прошлом, будут они продолжаться и в новом тысячелетии, так как международные отношения перенасыщены противоречиями. Поэтому рациональнее не отрицать их наличия и не стремиться избавиться от них одним махом, а научиться уживаться с конфликтами, контролировать и регулировать их.

Урок №3. "Специально для нас: нельзя быть слабыми, ибо слабых жалеют или презирают, но не уважают. Тем более с ними не считаются"[16]. Чтобы надежно защищать свои национальные интересы и сделать нерентабельным любое посягательство на нашу страну, Россия должна быть способна нанести неприемлемый ущерб любому потенциальному агрессору.

Государственное устройство
Пути развития государства после Смуты определялись задачами восстановления страны. Стране требовалась центра­лизация управленческой власти, чтобы преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. Постепенно в руках царя сосредоточивалась полнота верховной, законода­тель­ной, исполни ...

Древнерусское государство в период феодальной раздробленности.
Во второй половине IX в. на Руси проявляются тенденции феодальной раздробленности. Закономерным этапом в развитии феодального строя является распад государственного единства, экономическое и политическое обособление отдельных княжеств и земель. В 1097 году в Любече состоялся съезд князей, целью которого было прекращение междоусобных во ...

Всеволод - I (1078-1093)
Всеволод-I мог быть полезным правителем. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванному монахом. ...