Последствия и уроки Карибского кризиса
История » Карибский кризис 1962 года » Последствия и уроки Карибского кризиса
Кризис имел многоплановые и далеко идущие…последствия как позитивного, так и негативного характера. Среди первых следует выделить следующие:
· осознание сверхдержавами собственной уязвимости и зависимости друг от друга. Стало очевидным, что ядерная конфронтация между США и СССР создает угрозу существования всего мира; были выработаны своего рода “правила поведения”, которые позволили в дальнейшем не допускать в отношениях между Москвой и Вашингтоном возникновения столь острых кризисных ситуаций. Доставка цветов в Москаленках moskalenki.dostavka-byketov.ru.
· непосредственно после завершения кризиса с обеих сторон были предприняты условия, направленные на закрепление достигнутых договоренностей и совершенствование механизма безопасности. Между Вашингтоном и Москвой была установлена прямая линия “горячей” связи; в 1963г. был подписан Договор о прекращении ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, космосе и под водой).
Однако наряду с положительными, Карибский кризис имел и отрицательные последствия:
· не удалось поставить надежный заслон процессу расползания ядерного оружия, так как технологиями производства атомных бомб во второй половине 70-х годов овладели Южно-африканская Республика и Израиль.
· в условиях холодной войны борьба за доминирование в мире между СССР и США продолжалась опосредованно - как бы перейдя с глобального на другие этажи миропорядка (конфликты и войны между “вассалами” двух сверхдержав).
Карибский кризис, несмотря на весь его внутренний накал и драматизм, позволяет извлечь и ряд полезных уроков, которые могут быть использованы в будущем:
Урок №1. Парадоксально, но именно наличие ядерного оружия помогало сохранять хрупкий мир на Земле более полувека. Отсюда можно сделать вывод о том, что потребность самосохранении у человека достаточно велика, чтобы удержаться от соблазна ядерной авантюры.
Урок№2. Конфликты существовали в прошлом, будут они продолжаться и в новом тысячелетии, так как международные отношения перенасыщены противоречиями. Поэтому рациональнее не отрицать их наличия и не стремиться избавиться от них одним махом, а научиться уживаться с конфликтами, контролировать и регулировать их.
Урок №3. "Специально для нас: нельзя быть слабыми, ибо слабых жалеют или презирают, но не уважают. Тем более с ними не считаются"[16]. Чтобы надежно защищать свои национальные интересы и сделать нерентабельным любое посягательство на нашу страну, Россия должна быть способна нанести неприемлемый ущерб любому потенциальному агрессору.
Истоки декабризма
Проблема истоков декабризма в отечественной историографии изучена довольно широко как в отдельных исследованиях, так и в общей концепции отдельных авторов. Столь большой интерес к этой проблеме исследователей связан с кругом еще не решенных проблем, белых пятен которые оставили сами декабристы и предшествующие авторы, изучающие данную п ...
Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители
исторической школы
Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Бюхер выступали прежде всего против марксизма, распространявшегося с необычайной быстротой среди немецкого пролетариата. В этом заключалось главное отличие новой исторической школы от старой, которая противостояла в первой половине XIX в. классической школе и утопическому социализму. В то же время ...
И.В. Сталин возглавляет работу Кавказского союзного комитета РСДРП
В Батуме Сталин развертывает кипучую революционную работу: устанавливает связи с передовыми рабочими, создает социал-демократические кружки, лично ведет ряд кружков, налаживает нелегальную типографию, пишет пламенные листовки, печатает и распространяет их, руководит борьбой рабочих на заводах Ротшильда и Манташева, организует революцион ...