FullHistoria

Подробно о истории

Последствия и уроки Карибского кризиса

История » Карибский кризис 1962 года » Последствия и уроки Карибского кризиса

Кризис имел многоплановые и далеко идущие…последствия как позитивного, так и негативного характера. Среди первых следует выделить следующие:

· осознание сверхдержавами собственной уязвимости и зависимости друг от друга. Стало очевидным, что ядерная конфронтация между США и СССР создает угрозу существования всего мира; были выработаны своего рода “правила поведения”, которые позволили в дальнейшем не допускать в отношениях между Москвой и Вашингтоном возникновения столь острых кризисных ситуаций.

· непосредственно после завершения кризиса с обеих сторон были предприняты условия, направленные на закрепление достигнутых договоренностей и совершенствование механизма безопасности. Между Вашингтоном и Москвой была установлена прямая линия “горячей” связи; в 1963г. был подписан Договор о прекращении ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, космосе и под водой).

Однако наряду с положительными, Карибский кризис имел и отрицательные последствия:

· не удалось поставить надежный заслон процессу расползания ядерного оружия, так как технологиями производства атомных бомб во второй половине 70-х годов овладели Южно-африканская Республика и Израиль.

· в условиях холодной войны борьба за доминирование в мире между СССР и США продолжалась опосредованно - как бы перейдя с глобального на другие этажи миропорядка (конфликты и войны между “вассалами” двух сверхдержав).

Карибский кризис, несмотря на весь его внутренний накал и драматизм, позволяет извлечь и ряд полезных уроков, которые могут быть использованы в будущем:

Урок №1. Парадоксально, но именно наличие ядерного оружия помогало сохранять хрупкий мир на Земле более полувека. Отсюда можно сделать вывод о том, что потребность самосохранении у человека достаточно велика, чтобы удержаться от соблазна ядерной авантюры.

Урок№2. Конфликты существовали в прошлом, будут они продолжаться и в новом тысячелетии, так как международные отношения перенасыщены противоречиями. Поэтому рациональнее не отрицать их наличия и не стремиться избавиться от них одним махом, а научиться уживаться с конфликтами, контролировать и регулировать их.

Урок №3. "Специально для нас: нельзя быть слабыми, ибо слабых жалеют или презирают, но не уважают. Тем более с ними не считаются"[16]. Чтобы надежно защищать свои национальные интересы и сделать нерентабельным любое посягательство на нашу страну, Россия должна быть способна нанести неприемлемый ущерб любому потенциальному агрессору.

Реформы в области народного образования (1863 – 1864)
За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создав ...

Территория восточных славян.
В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться. Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы). Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, по ...

Периоды войны
Традиционно Пелопоннесская война делится историками на два периода. I. Архидамова война Первый период конфликта носит в историографии традиционное название Архидамовой войны, по имени спартанского царя Архидама II, командовавшего объединёнными силами Пелопоннесского союза. Следует отметить, что Спарта и её союзники, за исключением Кор ...