FullHistoria

Подробно о истории

Разгар Смуты
Страница 1

Смутное время » Разгар Смуты

Почему победил человек, явившийся в Русское государство в окружении иноземцев и иноверцев — «латинян» да непопулярных московских владениях казаков? Основные причины победы Лжедмитрия I следующие.

1. Общественный кризис, из которого не был найден выход.

2. Слабая легитимация власти Годунова, из чего следовали непопулярность его самого и его семьи, сомнение в законности на престол его сына Федора.

3. Вера народа в «доброго царя», в том числе и вера в историю чудесном спасении царевича, превратившая в итоге народную утопию, в политическую интригу.

4. Антигодуновские настроения части московских бояр, большинства столичных купцов и посадских людей.

5. «Самозванство было удобнейшим выходом из борьбы непримиримых интересов, взбудораженных пресечением династии; оно механически, насильственно соединяло под привычной, хотя и подцельной, властью элементы готового распасться общества».

Самозванческая интрига, по мнению Р.Г. Скрынникова, родилась в церковной среде, по мнению В.Б. Кобрина — в боярской. Когда первая весть о появлении самозванца в Польше дошла до Бориса Годунова, он сразу сказал боярам, что это дело их рук. В.О. Ключевский указывал на то, что появление Лжедмитрия не связано с иноземцами «он был только испечен в польской печке, заквашен в Москве».

За год своего правления самозванец успел сформулировать гибкую внешнюю политику, придерживаясь которой Россия, по мнению части историков, стала бы лидером в борьбе с турецкой угрозой. На престоле московских государей Лжедмитрий был необычным явлением, «своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве». В решении государственных дел новый царь проявлял независимость и оперативность. Дважды в неделю он принимал челобитные, ежедневно бывал в Думе, удивляя бояр своими способностями, отменил казни, начал борьбу против лихоимства, пытался облегчить положение служилых людей, хотел ограничить холопство. Сознавая свою ответственность перед страной, он стремился повернуть ее на путь европейской цивилизации. Н.И. Костомаров писал о Лжедмитрий: «Он заговорил с русскими голосом свободы, настежь открыл границы прежде замкнутого государства и для въезжающих в него иностранцев, и для выезжающих из него русских, объявил полную веротерпимость, предоставил свободу религиозной совести; все это должно было освоить русских с новыми понятиями, указывало им на новую жизнь».

Однако Лжедмитрию I не удалось удержаться у власти. Каковы причины его падения?

1. Проведение самостоятельной политики, нежелание быть марионеткой в руках Боярской думы.

2. Падение популярности в низах столичного общества, поскольку он пренебрежительно относился к русским обычаям, окружил себя поляками, не учитывая настороженного отношения русских к иноверцам и заносчивости «латинян».

3. Неисполнимость обещаний, которые он раздавал, стремясь к трону.

4. Чуждость политической программы Лжедмитрия I сознанию боярской элиты и других слоев общества.

Вместе с тем Смута начала менять мироощущение, мировосприятие средневекового россиянина. Во-первых, народ обнаружил, что государство и государь не могут без него обойтись, тогда как он сам не всегда испытывает в них нужду. Во-вторых, оказалось, что государство — это не вотчина, населенная случайными людьми, скорее сами цари могут оказаться случайными фигурами. В-третьих, выяснилось, что «холопы» обладают политической волей, которая при определенных обстоятельствах сама может стать источником власти. Цари и самозванцы почувствовали изменение ситуации, поэтому и стали возникать элементы договорных отношений между ними и народом.

На импровизированном Земском соборе царем был «выкликнут» князь Василий Шуйский. Он впервые в истории России присягнул подданным — дал «запись» (обязательство), соблюдение которой закрепил целованием креста. В «подкрестной записи» были зафиксированы обязательства, дававшие подданным определенные гарантии от произвола. Конечно, нужно иметь в виду, что этот интриган, отплативший заговором помиловавшему его Лжедмитрию, руководствовался политиканскими соображениями, тем не менее это был «первый опыт построения государственного порядка на основе формально ограниченной верховной власти».

Страницы: 1 2 3

Первое кыргызское посольство в России
Первые сведение о кыргызах в России получили от посла Петра 1 в Джунгарском ханстве И. Унковского в 1722–1724 гг. Унковский называл Кыргызов Бурутами. Затем в в 1749 г. оренбургский ученый П. Рычков составил по опросам приезжих купцов сведения о кыргызах, которых он назвал по месту обитания – алтай-кыргызами. И посол и ученый отмечали в ...

Петр 1  и  духовенство
Наиболее сложным образом складывались отношения Петра с духовенством. Рассматривая их необходимо, прежде всего, обратиться к существу русской православной традиции. Первоначально организация русской церкви начала формироваться вскоре после крещения Руси. Сначала это была митрополия константинопольская патриарха. В Древнерусском госуда ...

Вступление
История, как наука для изучения, уже давно привлекала меня. Но особенно мне интересно изучение истории Великой Отечественной войны, в частности, сражение под Сталинградом. На мой взгляд, решающим моментом в войне, как Великой Отечественной, так и всей Второй мировой войны, явилось именно это сражение. Здесь, на берегу великой русской ре ...