FullHistoria

Подробно о истории

Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе
Страница 1

История » Принятие христианства на Руси » Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе

Любая религия – это форма ориентации в мире, которая основана на подтверждении заранее имеющегося мифологического знания. Великие религии (мировые, исторические, традиционные) тем не менее, сильно отличаются от языческих, архаических религий.

Для язычника

основная мировоззренческая и жизненная проблема – отсутствие или наличие магической силы

. Это повышает роль её носителей (вождя, шамана), роль локальной общины, поклоняющейся одним богам, снижает роль морали и права (их замещает ритуал и обычай).

Для верующего великой религии

самое главное – спасение души

после смерти. Жизнь – есть ожидание Страшного суда – этому подчинено и личное, и общественное существование. Пути спасения многочисленны, так же как и пути определения греха, от которого необходимо спастись.

Мораль и право

– стержень этой культуры, ибо они уводят от греха и приводят к спасению. Великие религии сплачивают всех верующих независимо от происхождения в рамках «большого», «неконтактного» общества, государства. В великих религиях функции власти и богослужения (политическая и духовная власть) обычно разделены, если не противопоставлены друг другу (в буддизме, в индуизме). Подчеркнём, что в локальных вариантах великих религий (в том числе в российском православии) немало черт, роднящих их с язычеством: слияние светской и духовной власти, принципиальная нелогичность, этноплеменной характер.[9]

Составившаяся из различных северогерманских (скандинавских), славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце 1 тысячелетия до Р.Х. постепенно превращалась в народность, сплочённую не только политически, но и религиозно.[10]

Накануне религиозных реформ X века у восточных славян племенными языческими богами были: Перун – бог грозы, войны и оружия, покровитель князя и дружины; Хорс и Даждьбог – божества Солнца, Велес (Волос) – бог, защитник домашнего скота и торговли; Стрибог – бог ветра; Семаргл – божество подземного мира, связанное с культом предков и плодородием природы, а также Макошь – единственное женское божество, олицетворявшее женское начало в природе и обязанности женщин (стрижку овец и прядение шерсти).[11] У славян существовали святилища (капища

– от слова капь – идол, изображение), располагавшиеся обычно на вершинах лишённых растительности холмов, «лысых гор». Культ отправляли волхвы –

волшебники, чародеи, гадатели. Языческие славянские календарные обряды и праздники известны и поныне: Новый год, Святки, Масленица, Купала и другие.

Традиционно начало проникновения христианства в русские земли связывают с преданием о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного, родного брата апостола Петра. По преданию, апостол Андрей проповедовал христианскую веру в первом веке возле Киева, поставил на одном из холмов большой деревянный крест и предсказал, что с этого места начнётся распространение христианской веры.

Распространение христианства в то время было остановлено нашествием гуннов в конце IV – начале V века.[12]

Исторические скудные сведения о медленном распространении христианства в среде варяжских и славянских дружинников относятся к 1Х веку. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на византийские владения и в торговле с христианами-греками. Перемена веры была делом не слишком удивительным для бродячих дружинников, оторвавшихся от родного племени и проводивших свою жизнь среди чужеземцев.

Наиболее деятельная и воинственная часть восточнославянского общества (торговцы, дружинники), периодически контактируя, соприкасаясь с христианским миром, постепенно знакомились с новой религией. Во многих известных случаях побуждение к крещению было чисто языческим: «чужой бог» оказывался сильнее привычного, племенного. Так сохранились свидетельства о крещении варяжского князя Бравалина в конце VIII в. (этот князь взял после осады греческий город в Крыму Сугдею (Сурож – Судак), разграбил этот город, хотел ограбить и мощи святого Стефана Сурожского, но «был поражён чудесной силой и крестился». [13]) В «Повести временных лет» рассказывается о нападении славян во главе с киевскими князьями Аскольдом и Диром около 864 г. на Царьград. Усердные молитвы императора Михаила и действия патриарха Фотия, по мнению автора «Повести» вызвали бурю, потопившую суда славян. После того, как присланный в Киев епископ поразил славян и своею проповедью и чудом (бросил в костёр Евангелие и потом вынул его из огня невредимым) многие русичи тогда же крестились. [14]

Страницы: 1 2

Первые кырг-ие историки Осмоналы Сыдык уулу, Белек Солтоноев
Осмоналы Сыдык уулу (1875–1940) – перв. кырг. историк, просветитель. Родился в семье круп. манапа Абайылды из рода сарыбагыш. Учился у мест. муллы, в медресе собирал мат-л по истории кыргызов, происхождении. Продолжил обр-е Бухаре и Уфе. Владел рус. языком, в 1913 и 1915 в Уфе вышли 2 книги на кырг. языке История кыргызов, История кырг ...

Перевороты после смерти Петра Великого. Меншиков и Долгорукие
Петр Великий умер в 1725году не оставив наследника и не успев реализовать свой указ 1722 года, по которому царь имел право сам назначить себе преемника. Среди тех, кто мог в это время претендовать на трон, были внук Петра I - малолетний царевич Петр Алексеевич, жена покойного царя - Екатерина Алексеевна и их дочери - цесаревны Анна и Ел ...

.Официальная справка на члена ЦК
Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (09(21).12.1879—05.03 1953гг.) (В метрической книге Успенской соборной церкви г. Гори за 1878 г. дата рождения записана 6(ст. стиля) декабря 1878 г.), член партии с 1898 г. член ЦК с 1912 г. (заочно кооптирован), член Политбюро (Президиума) ЦК в октябре 1917 г. и с 25.03.1919 г., член Оргбюро ЦК 2 ...