Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществеСтраница 2
История » Принятие христианства на Руси » Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе
Договор, заключённый с Византией князем Игорем (944 г.), подписали и воины – язычники, и «крещёная русь», т.е. христиане, занимавшие высокое положение в киевском обществе. В середине Х века в Киеве существовала церковь Ильи Пророка (которого языческое и полуязыческое сознание русичей долго соотносило со славянским божеством небесного огня – Перуном). Одноимённый храм существовал и в Константинополе, причём прихожанами там были в основном наезжавшие в Византию древнерусские купцы – воины. Во второй половине Х века существовали христианские храмы в Новгороде и в других городах на пути «из варяг в греки».[15]
До нас дошли свидетельства о проповеди христианских миссионеров, адресованной не князьям, а простым воинам и земледельцам: создатель славянской письменности Кирилл в середине IX века побывал на земле какого-то восточнославянского племени, подчинённого Хазарскому каганату, и сумел обратить в христианство около двух сотен семейств.[16] Менее удачной была миссия епископа Адальберта, посланного к восточным славянам по указанию германского императора Оттона 1 (около 959 г.) в правление княгини Ольги. Адальберту едва удалось спастись, а нескольких его спутников славяне – язычники убили.[17]
В Х веке традиционные языческие обряды пользовались популярностью, но массового фанатизма не было.
Вдова Игоря Ольга, управлявшая по смерти своего мужа Киевской Русью, приняла личное крещение. Мы не знаем точно, когда и где Ольга приняла крещение, т.к. в весьма подробных записках императора, принимавшего русскую правительницу, даже не упоминается о крещении северной гостьи.[18] В столицу Византии Ольгу сопровождал священник Григорий: либо духовник крестившейся княгини, либо пресвитер, приуготовлявший её ко крещению.[19]
Время правления Ольги и её сына Святослава было периодом относительно мирного сосуществования двух религиозных систем. Среди горожан и обитателей княжеских дворов было некоторое число христиан (варягов, славян, греков), но в целом городское население по традиции участвовало в языческих обрядах. Сельские жители, вероятно, были более привержены племенным божествам. [20]
В Х веке происходила очень медленная христианизация Руси.
Христианство постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но прямо не поощряемой (даже в годы правления Ольги исповедание веры Христовой не давало серьёзных преимуществ в придворной или в военной среде). Однако проникновение христианства в русское общество постепенно создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян.[21]
Участие населения края в национально-освободительном движении на Балканах в
70-х гг.
Национально-освободительная борьба балканских народов была тесно связана с Молдавией. Многие участники этой борьбы проживали здесь и всегда находили сочувствие и поддержку среди населения края. Известный революционер-демократ и поэт Христо Ботев работал учителем в Бессарабии, вёл революционную деятельность, был связан с народническим д ...
Очередные
аграрные "преобразования"
Второе раскулачивание в миниатюре основными чертами повторило раскулачивание 30-х годов: насильственное изъятие зерна, усмирение голодом, наращивание госзапасов и экспорта хлеба, высылка непокорных в отдаленные края. Преемственность замыкалась и тем, что "раскулачивание" и выселение конца 40-х годов по срокам совпадало со снят ...
Исторический портрет Байтик-батыра
Байтик Канаев (1820–1886 гг.) – наследственный манап рода солто, Чуйской долины, один из руководителей борьбы против гнета кокандского ханства. Он за отвагу и силу получил от народа прозвище «батыр». В начале 1860 г. перешел под покровительство русских К 1862 г. он становится признанным главой родоплеменного объединения солто. Б.К. был ...