FullHistoria

Подробно о истории

Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе
Страница 2

История » Принятие христианства на Руси » Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе

Договор, заключённый с Византией князем Игорем (944 г.), подписали и воины – язычники, и «крещёная русь», т.е. христиане, занимавшие высокое положение в киевском обществе. В середине Х века в Киеве существовала церковь Ильи Пророка (которого языческое и полуязыческое сознание русичей долго соотносило со славянским божеством небесного огня – Перуном). Одноимённый храм существовал и в Константинополе, причём прихожанами там были в основном наезжавшие в Византию древнерусские купцы – воины. Во второй половине Х века существовали христианские храмы в Новгороде и в других городах на пути «из варяг в греки».[15] усиление фундаментов

До нас дошли свидетельства о проповеди христианских миссионеров, адресованной не князьям, а простым воинам и земледельцам: создатель славянской письменности Кирилл в середине IX века побывал на земле какого-то восточнославянского племени, подчинённого Хазарскому каганату, и сумел обратить в христианство около двух сотен семейств.[16] Менее удачной была миссия епископа Адальберта, посланного к восточным славянам по указанию германского императора Оттона 1 (около 959 г.) в правление княгини Ольги. Адальберту едва удалось спастись, а нескольких его спутников славяне – язычники убили.[17]

В Х веке традиционные языческие обряды пользовались популярностью, но массового фанатизма не было.

Вдова Игоря Ольга, управлявшая по смерти своего мужа Киевской Русью, приняла личное крещение. Мы не знаем точно, когда и где Ольга приняла крещение, т.к. в весьма подробных записках императора, принимавшего русскую правительницу, даже не упоминается о крещении северной гостьи.[18] В столицу Византии Ольгу сопровождал священник Григорий: либо духовник крестившейся княгини, либо пресвитер, приуготовлявший её ко крещению.[19]

Время правления Ольги и её сына Святослава было периодом относительно мирного сосуществования двух религиозных систем. Среди горожан и обитателей княжеских дворов было некоторое число христиан (варягов, славян, греков), но в целом городское население по традиции участвовало в языческих обрядах. Сельские жители, вероятно, были более привержены племенным божествам. [20]

В Х веке происходила очень медленная христианизация Руси.

Христианство постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но прямо не поощряемой (даже в годы правления Ольги исповедание веры Христовой не давало серьёзных преимуществ в придворной или в военной среде). Однако проникновение христианства в русское общество постепенно создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян.[21]

Страницы: 1 2 

"Скорбные песнопения"
В поэме "Книга скорбных песнопений" средневековый армянский поэт и монах Григор Нарекаци (951 - 1003) описал страдания и горести, выпавшие на долю армянского народа, который веками угнетали чужеземные завоеватели. Спасаясь от гибели, многие армяне покинули родную страну и рассеялись по всему миру. Но самая чёрная страница в и ...

Важнейшие экономические последствия войны для ведущих стран мира
Потери вооруженных сил всех держав-участниц мировой войны составили около 10 миллионов человек. До сих пор нет обобщенных данных по потерям мирного населения от воздействия боевых средств. Голод и эпидемии, причиненные войной, стали причиной гибели, как минимум, 20 миллионов человек. Осенью 1918 года из войны один за другим выходили со ...

Политика коммуны в области просвещения и образования
Сразу после 18 марта был поднят вопрос о школе. Комиссия по просвещению I состава ничем особенным себя не проявила. Гораздо более активной была комиссия II состава во главе с делегатом Вайяном (с 21 апреля). Бланкист Вайян был образованным человеком и в коммуне занимался главным образом вопросами просвещения. 22 апреля Вайян предложил ...