FullHistoria

Подробно о истории

Оценка народнического движения в исторической науке
Страница 3

История » Проблемы истории России XIX века - основные положения историографии » Оценка народнического движения в исторической науке

В 70-е годы XX века относительно революционной деятельности народников выходит ряд работ Н. А. Троицкого. В них автор подробно рассматривает террористическую деятельность народников, анализирует политические процессы над народниками, а также характеризует карательные меры правительства. Революционное народничество рассматривается им как результат двух революционных ситуаций 60-х и 70-х годов XIX века, обозначивший «кризис верхов». А с 1866 года, по мнению Н. А. Троицкого, царизм открыто перешел от «либерализма» в «полицейском футляре» к драконовской реакции. Поводом послужил выстрел Д. Каракозова, но реакция обрушилась не только на каракозовцев. По мнению Н. А. Троицкого, «каратели», как он называет III Отделение и полицейских, не только не смогли остановить революционное движение, а даже способствовали его развитию и переходу от мирной пропаганды к террору как средству отпора и самозащиты. Однако, как считает Троицкий, постепенно из средства самозащиты террор превращается в средство борьбы с правительством. По мере того как террор приобретал все более осознанный политический характер, он толкал террористов к цареубийству.

Но узость тех общественных слоев, которые поддержали «Народную волю», оказалась для партии роковой. Отсутствие твердой опоры в массах обрекло ее на поражение. Но все же, как отмечает Н. А. Троицкий, «Народная воля» способствовала революционному воспитанию масс внутри страны. Признавая значение «Народной воли» в российском и международном революционном движении, Н. А. Троицкий оправдывает методы ее борьбы, говоря о том, что «красный террор» был лишь ответом на «белый террор» со стороны царизма.

В современной исторической науке продолжились споры о классическом народничестве. В некоторых работах народничество отождествляется с заложенной А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским идеологией крестьянской демократии. Для других авторов народничество — это общественное течение, начавшееся только с 70-х гг. XIX в., когда активную роль в революционном процессе взяла на себя разночинская интеллигенция. Спорным является и вопрос о конце народничества. Часто можно встретить мнение о том, что классическое народничество исчерпало себя 1 марта 1881 г., а либеральное народничество 80—90-х гг. рассматривается как его деградация.

Современные историки много спорят о программных установках партии «Народная воля» и применяемых ею методах борьбы. Н. А. Троицкий, ссылаясь на программу партии, подводит к тому, что в деятельности «Народной воли» террор никогда не занимал главного места. Говоря о причинах развязывания террора, Н. А. Троицкий продолжает считать, как и раньше, что «красный» террор «Народной воли» был исторически обусловлен, навязан революционерам как ответ на «белый» террор царизма против «хождения в народ». По словам Н. А. Троицкого, «вся эта цепь покушений накалила обстановку в стране и, как на это рассчитывали народовольцы, внесла дезорганизацию в лагерь «верхов». Н. Троицкий утверждает, что высшей целью народников было тогда освобождение русского на-1>4 рода, которому они поклонялись и сострадали. Автор считает, что политика царского правительства по отношению к «ходебщикам в народ» была нецелесообразна. Потому что «хождение в народ» было мирным, пропагандистско-просветительным движением, и цивилизованное правительство оценило бы просветительский энтузиазм народников и наказало бы лишь необузданных бунтарей. Вместо этого царское правительство, по мнению Н. Троицкого, несправедливо обрушилось на народников жесточайшими репрессиями. Н. Троицкий рисует образ русского народовольца, который соединяет в себе два высочайших типа человеческого величия: мученика и героя. В публикации Н. Троицкого народники представлены прежде всего как «тираноборцы и народолюбцы».

С этой точкой зрения категорически не согласен А. А. Левандовский, в работах которого народники выступают прежде всего как «бомбисты». Опровергая термин «тираноборцы», А. А. Левандовский говорит о том, что между П. Заичневским, нечаевщиной, «хождением в народ», «Народной волей» каких-то глухих границ не существует, так как во всех этих явлениях действующим лицом является разночинец, причем воинствующий. По версии А. А. Левандовского, революционная пропаганда в деревне, сориентированная на общинно-социалистические настроения крестьянства, изначально была обречена на неудачу, так как община того времени была не зародышем будущего, а пережитком прошлого, который уже начал распадаться. Но при всех своих ошибках и иллюзиях, отмечает А. А. Левандовский, народничество было движением потенциально здоровым и содержало в себе самом возможность выбраться из рокового подполья. Автор говорит о том, что на движение революционных народников, которое, в сущности, носило утопический характер, власть ответила репрессиями, которые ударили по всему обществу. Репрессивная политика правительства вызвала соответствующую реакцию тех, против кого она была направлена. Но А. А. Левандовский оправдывает действия императора, при этом он подчеркивает ошибочность принятых мер. По мнению А. А. Левандовского, целиком отдавшись террору, народовольцы утратили чувство реальности. Их борьба с властью постепенно приобретала иррациональный характер: она все больше велась под диктовку ненависти, а не разума.

Страницы: 1 2 3 4

Культура периода Токугава
В XVII — первой половине XIX в. в Японии был достигнут заметный прогресс в развитии просвещения и науки. Помимо правительственных и княжеских школ для детей самураев и школ, издавна существовавших при храмах, в городах появляются частные школы. В XVIII в. их насчитывалось 270. Среди них были и учебные заведения, дававшие некоторую подго ...

Последний год и десять лет.
К весне 1918 г. обстановка в Крыму резко обострилась. Ялтинский Совет требовал немедленной казни всех Романовых, а Севастопольский – ждал приказа от Ленина. Комиссар Задорожный от имени Севастопольского Совета объявил Романовым, что они, как и лица их свиты, должны поселиться в имении Дюльбер, ранее принадлежавшем великому князю Петру Н ...

Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II – IV в. н.э.)
Будучи одной из самых ранних форм права, обычай остался прежним с точки зрения способа выражения и порядка обеспечения правовых норм. Это объясняется связью обычая как формы права с общественным и личным правосознанием и правовым поведением. В отличие от судебной деятельности, изданных законов и заключенных договоров, которые являются п ...