FullHistoria

Подробно о истории

Политическая система современной Японии
Страница 1

История » Япония во второй половине ХХ века » Политическая система современной Японии

Государственное устройство. Япония – конституционная монархия. Современные формы государственного устройства определяются конституцией 1947 г, заменившей конституции 1889 г. Действующая конституция была принята после капитуляции Японии в обстановке невиданного в истории страны подъема демократического движения. При разработке конституции американские оккупационные власти и японские правящие круги вынуждены были считаться с волей японского народа и мировой демократической общественности, требовавших коренной демократизации политического строя.

В преамбуле и ст. 1 конституции народ провозглашается носителем суверенной власти. Изменения в конституцию могут вноситься только с одобрения двух третей полного состава парламента с проведением затем народного референдума.

В конституции провозглашается равенство всех граждан перед законом и упразднение прежнего аристократического сословия со всеми его привилегиями, отделение церкви от государства, равенство юридических прав супругов в семье, запрещение эксплуатации детского труда, право народа на труд, на образование и на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни

Конституция провозглашает всеобщее избирательное право и демократические свободы, в том числе свободу слова, печати, собраний, союзов.

Единственным прецедентом в практике буржуазного государственного права является ст. 9, декларирующая безоговорочный отказ Японии от войн при разрешении международных споров и запрещающая создание в стране каких-либо вооруженных сил, будь то сухопутные войска, военно-морской флот или военная авиация. Фактически вопреки конституции в стране воссоздана армия под названием "сил самообороны".

Конституция защищает и закрепляет законодательным путем основу капиталистического общества – частную собственность на средства производства /Современная Япония, 1973, с. 421-422/.

Император. Император Японии не обладает суверенной властью. Он является лишь "символом государства и единства народа". Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть. Императорский трон наследуется членами императорской семьи. В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек.

В функции императора входят - назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи Верховного суда по представлению кабинета министров. Созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагается обнародование поправок к конституции, правительственных указов и договоров. Он жалует награды, принимает ратифицированные документы и ведает дипломатической частью. Однако все действия, относящиеся к государственным делам, император доложен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который и несет главную ответственность за них /там же, с. 423/.

Вместе с тем на практике роль императорской власти и императорской семьи в политической жизни Японии не ограничивается рамками конституции. Опираясь на пережитки прежних монархических представлений и особого отношения населения Японии к императорской семье, правящие круги страны на протяжении всего послевоенного периода пытаются усилить властные полномочия императора /подроб. см.: Сила-Новицкая, 1990/.

Страницы: 1 2 3

Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II – IV в. н.э.)
Будучи одной из самых ранних форм права, обычай остался прежним с точки зрения способа выражения и порядка обеспечения правовых норм. Это объясняется связью обычая как формы права с общественным и личным правосознанием и правовым поведением. В отличие от судебной деятельности, изданных законов и заключенных договоров, которые являются п ...

Оценки петровских преобразований как проблематизация        социокультурного развития России
Разнообразие оценочных мнений, размышлений и серьезных исторических исследований о преобразовательной деятельности Петра I, их живое и часто непримиримое столкновение говорит о том, что они являются средством заострить и проблематизировать или, наоборот, скрыть и завуалировать реальность социокультурного развития России. Рассуждение и о ...

Борьба кырг-го народа против коКандского гнета
Экон. политика Коканд. правителей тормозила разв-е кыргызов. Отбирали пастбища, земли, облагали выс. налогами, грабили. Налоги: натуральная, трудовая и денежная рента. Осн. налог – закет со скота. Труд. повинности – возведение крепостей, зданий, дорог, ирригац. работы. именно налог. политики в ханстве – осн. причина восстаний кыргызов п ...