FullHistoria

Подробно о истории

Политическая система современной Японии
Страница 1

История » Япония во второй половине ХХ века » Политическая система современной Японии

Государственное устройство. Япония – конституционная монархия. Современные формы государственного устройства определяются конституцией 1947 г, заменившей конституции 1889 г. Действующая конституция была принята после капитуляции Японии в обстановке невиданного в истории страны подъема демократического движения. При разработке конституции американские оккупационные власти и японские правящие круги вынуждены были считаться с волей японского народа и мировой демократической общественности, требовавших коренной демократизации политического строя.

В преамбуле и ст. 1 конституции народ провозглашается носителем суверенной власти. Изменения в конституцию могут вноситься только с одобрения двух третей полного состава парламента с проведением затем народного референдума.

В конституции провозглашается равенство всех граждан перед законом и упразднение прежнего аристократического сословия со всеми его привилегиями, отделение церкви от государства, равенство юридических прав супругов в семье, запрещение эксплуатации детского труда, право народа на труд, на образование и на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни

Конституция провозглашает всеобщее избирательное право и демократические свободы, в том числе свободу слова, печати, собраний, союзов.

Единственным прецедентом в практике буржуазного государственного права является ст. 9, декларирующая безоговорочный отказ Японии от войн при разрешении международных споров и запрещающая создание в стране каких-либо вооруженных сил, будь то сухопутные войска, военно-морской флот или военная авиация. Фактически вопреки конституции в стране воссоздана армия под названием "сил самообороны".

Конституция защищает и закрепляет законодательным путем основу капиталистического общества – частную собственность на средства производства /Современная Япония, 1973, с. 421-422/.

Император. Император Японии не обладает суверенной властью. Он является лишь "символом государства и единства народа". Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть. Императорский трон наследуется членами императорской семьи. В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек.

В функции императора входят - назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи Верховного суда по представлению кабинета министров. Созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагается обнародование поправок к конституции, правительственных указов и договоров. Он жалует награды, принимает ратифицированные документы и ведает дипломатической частью. Однако все действия, относящиеся к государственным делам, император доложен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который и несет главную ответственность за них /там же, с. 423/.

Вместе с тем на практике роль императорской власти и императорской семьи в политической жизни Японии не ограничивается рамками конституции. Опираясь на пережитки прежних монархических представлений и особого отношения населения Японии к императорской семье, правящие круги страны на протяжении всего послевоенного периода пытаются усилить властные полномочия императора /подроб. см.: Сила-Новицкая, 1990/.

Страницы: 1 2 3

Судьба организаторов репрессий
Некоторые активные организаторы репрессий (Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Н.В. Крыленко, П. П. Постышев, Я.С. Агранов В.С. Абакумов — последний арестован при Сталине, но расстрелян уже после его смерти) сами стали их жертвами, другие (Л.П. Берия, В.Г. Деканозов и группа других сотрудников МВД и МГБ СССР) были арестованы и осуждены уже после сме ...

Второй этап Северной войны 1709 – 1721 гг.. Прутский поход против Турции.
Полтавская победа и полный разгром Карла XII не привели к окончанию войны, она продолжалась ещё 12 лет. Основными причинами этого являлись вмешательство других стран, вынужденная война с Турцией, а также то обстоятельство, что Швеция была разбита на суше, но продолжала господствовать на море. Поэтому на втором этапе войны центр военных ...

Самодержавие во 2 пол. XVII в.
Со 2 пол. XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать. В правление Алексея Михайловича (1645 - 1676) четко обозначается новая тенденция в развитии политического строя страны - постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в гос ...