Политика коммуны в области искусства и литературыСтраница 1
История » Политика Парижской коммуны в области культуры и просвещения » Политика коммуны в области искусства и литературы
Наиболее ярко и полно политику коммуны в области искусства можно проследить по отношению к театрам, так как за короткий срок своего существования коммуна больше всего мероприятий провела по отношению к театрам. Это, вероятно, связано с тем, что театры предполагают массовое посещение, их гораздо легче использовать для пропаганды сразу же, тогда как для создания соответствующих памятников литературы, скульптуры, живописи надо время.
В 1870 – 1871 годах в Париже было 27 театров, 7 больших концертных залов и цирк. В первые дни коммуны часть актеров вместе с буржуазией бежала из столицы. Во время коммуны действовало около 7 театров и ряд концертных залов.[17]
Но некоторые театральные труппы под предлогом гастролей уехали в Лондон.
Коммуна это разрешила, так как слышала постоянные жалобы на то, что театры не делают сборов. Поэтому в водевиле, например, осталось только четыре актера. К концу апреля ряд театра прекратили работу. Видя это, коммуна положила конец дальнейшему отъезду актеров.[18]
В истории театральной политики Парижской Коммуны намечаются два театра: с 18 марта по третью декаду апреля 1871 года и с конца апреля по «кровавую неделю». Во время первого этапа ведали театрами ЦК национальной гвардии, во время второго – мэры, отдельные военачальники, что привело к многовластию.
Сначала были популярны прудонистские воззрения, согласно которым искусство должно быть независимым, свободным от опеки со стороны государства. Эти воззрения отчасти проявились в возникновении и деятельности Федерации артистов, возникшей в середине апреля. Она впервые объединила в единую семью и на равных правах всех артистов, дотоле делившихся на белую и черную кость актерского мира.
Коммуна приветствовала создание Федерации артистов, рассматривая ее как актерскую помощь в деле широкого развития зрелищной жизни и в осуществлении предпринятых ею коренной реформы театра. Но деятельность Федерации приобрела нежелательный уклон: настаивая на своей независимой аполитической позиции, Федерация собиралась давать благотворительные концерты в помощь раненым обоих борющихся лагерей.
Кроме того, многие члены Федерации намеревались только спастись от мобилизации, так как коммуна, заботясь о нуждах искусства, фактически освободила членов Федерации от посыла на фронт.[19]
С конца апреля коммуна перешла к решительной борьбе с саботажем в театрах. Так как Гранд Опера стояла демонстративно закрытой, то комиссия общественной безопасности сметила ее директора Эмиля Перрена и назначил молодого артиста, певца Эжена Гарнье временным исполнителем обязанностей директора.
23 апреля состоялся благотворительный спектакль – «Спектакль в пользу вдовы Дюваль» при участии артистов Комеди Франсез и Жимназ в пользу семей раненых и убитых национальных гвардейцев.
Главный контингент публики составляли рабочие, так как высшие классы бежали из Парижа.
Вообще многие театры не хотели подчиняться политике коммуны. С нескрываемой враждебностью относилось к коммуне и руководство Комеди Франсез – чиновники-бонапартисты. Но ее директор Эдуард Тьрри, чтобы не вызывать недовольства коммуны, давал каждый день спектакли, удерживал актеров от чересчур резких враждебных выступлений. Но в то же время он не хотел идти навстречу пожеланиям коммуны: не желал снижать цены на места, обновлять репертуар, упорно ставил на сцене исключительно пьесы из классического репертуара – «Андромаху» Рассина и пр.
В театре Жимназ ставили при коммуне пьесы Дюма-сына, Ожье, Гондине, Мейльяна и Галеви, Сарду, постоянно разнообразили программу, показывая каждый вечер несколько живых и коротких пьес.
Но во всех театрах Парижа шли старые дореволюционные пьесы. Коммуна неоднократно высказывала пожелания об обновлении репертуара, его большей политической насыщенности и приближенности к злобе дня – но безуспешно, прежде всего потому, что такие пьесы не были еще созданы. Более-менее идейно созвучный коммуне репертуар нашел себе место главным образом на знаменитых «правительственных» концертах в Тюильрийском дворце 6, 11 и 18 мая: исполнялись республиканские и революционные стихи, песни, сатиры, патриотические стихотворения и, разумеется, «Марсельеза».[20]
В мае многие закрытые театры возобновили работу, в ряде из них были снижены цены на места, происходило преобразование трупп в самоуправляющиеся ассоциации; все шире развертывалось проведение благотворительных концертов.
19 мая Эдуард Вайян предложил передать театры в ведение делегации просвещения по примеру революции конца XVIII века, которое и было принято.[21]
О нетребовании рижской таможне реестров подписок иностранным книгам,
привозимым с рижским книгопродавцем
№ 20537. –
2 декабря 1802 г. Именной, данный Министру Коммерции
Граф Николай Петрович! Указом Нашим, Правительствующему Сенату в 9 день Февраля 1802 года данным, повелели Мы пропуск иностранных книг производить, как было до 1796 года. Из просьбы Рижских книгопродавцев Миллера и Гартмана открылось, что на привозимые к ним книги требуют ...
Внешняя политика во второй половине XVIII в.
1768-1774- первая русско-турецкая война. Военные действия проходили на территории Валахии и на Азовском побережье. Был заключен Кючук-Кайнаджирский мир, по которому России отошли степи Новороссии, Керчь, Кабарда. Россия получала выход к Черному морю и право строить флот. Крым получал независимость от Порты.
1772-1773- первый раздел Пол ...
Свадебный подарок
Не заплатив ни цента, Дональд Трамп подарил своей невесте Мелани Кнаусс кольцо стоимостью $1.5 млн. Платиновое кольцо, украшенное 15 бриллиантами общим весом 13 карат, он получил в качестве аванса за услуги, которые Трамп собирается оказать ювелирной фирме Graff. ...