FullHistoria

Подробно о истории

Создание советского государственного аппарата
Страница 3

История » Формирование советского государственного аппарата » Создание советского государственного аппарата

Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.

Документы съезда — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и поста­новление «О федеральных учреждениях Российской Республики» — провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетен­цию центральных и местных органов государственной власти и госу­дарственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятель­ность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распо­рядительных органов в решении всех местных дел.

Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой даль­нейшего укрепления советского государственного аппарата, установления пра­вильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистиче­ская партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извраще­ниям ленинской линии в вопросах советского строительства.

В. И. Ленин считал эти ошибки «болезнью роста». Главную опасность представляли сепаратистские тенденции местных органов. Особенно это стало нетерпимым в условиях начавшейся гражданской войны и ино­странной военной интервенции. Чрезвычайный орган страны — Совет Рабочей и Крестьянской Обороны — в одном из своих постановлений подчеркивал, что для поднятия обороноспособности «необходима стро­жайшая централизация действий, быстрота и точность наполнения, необходимо довести механизм Советской власти до совершенства».

А между тем власть, по образному выражению В. И. Ленина, была «ки­селеобразной». Существовали различного рода карликовые «респуб­лики», уездные и волостные ЦИК и Совнаркомы, в организации аппа­рата управления наблюдалась чрезвычайная пестрота. Заметный ущерб упрочению Советской власти на местах наносили частые реорганизации и перестройки.

Было чрезвычайно важно в этих условиях, как отмечал Я. М. Сверд­лов, провести четкое разграничение сфер деятельности органов государ­ственной власти в центре и на местах. Эту проблему общегосударствен­ного значения нельзя было решить текущим декретом. Она должна была получить свое выражение в особом документе — Основном Законе государства. Эту главнейшую организационную задачу разрешила пер­вая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.

В специальном разделе Конституции «Конструкция Советской вла­сти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Коми­тету.

Общее управление делами Российской Республики возлагалось на Совет Народных Комиссаров. Члены СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, тру­да, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контро­ля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.

При народ­ных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.

Страницы: 1 2 3 

Развитие метрологии в России до ХХ века
Первым, известным историкам, письменным упоминанием о мерах, применявшихся на Руси, является Устав князя Владимира, относящийся к 996 году. Устав предписывал: "извесы и мерила блюсти без пакости, ни умалити, ни умножити". Первые эталоны на Руси хранились в церквах, в храмах. Надзор поручали представителям духовенства и особым ...

Л.И. Брежнев как человек и государственный деятель
Брежнев Леонид Ильич (1906-1982) Брежнев Леонид Ильич - советский государственный и партийный деятель. Родился 19 декабря 1906 года в семье потомственного рабочего-металлурга в селе Каменское (ныне г. Днепродзержинск). В 1915г. был принят в классическую гимназию, где с удовольствием занимался математикой и с трудом иностранными языкам ...

Япония в 20 -30-х гг. ХХ в. Начало процесса фашизации
В 1927 г. К власти приходит кабинет генерала Танака – сторонника агрессивной внешней политики и реакционной внутренней политики. Сразу после прихода к власти генерал сформулировал свое видение внешней политики, документ, который позже получил название "меморандум Танака". В этом документе подробно излагались планы будущих заво ...