FullHistoria

Подробно о истории

Создание советского государственного аппарата
Страница 3

История » Формирование советского государственного аппарата » Создание советского государственного аппарата

Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.

Документы съезда — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и поста­новление «О федеральных учреждениях Российской Республики» — провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетен­цию центральных и местных органов государственной власти и госу­дарственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятель­ность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распо­рядительных органов в решении всех местных дел.

Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой даль­нейшего укрепления советского государственного аппарата, установления пра­вильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистиче­ская партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извраще­ниям ленинской линии в вопросах советского строительства.

В. И. Ленин считал эти ошибки «болезнью роста». Главную опасность представляли сепаратистские тенденции местных органов. Особенно это стало нетерпимым в условиях начавшейся гражданской войны и ино­странной военной интервенции. Чрезвычайный орган страны — Совет Рабочей и Крестьянской Обороны — в одном из своих постановлений подчеркивал, что для поднятия обороноспособности «необходима стро­жайшая централизация действий, быстрота и точность наполнения, необходимо довести механизм Советской власти до совершенства».

А между тем власть, по образному выражению В. И. Ленина, была «ки­селеобразной». Существовали различного рода карликовые «респуб­лики», уездные и волостные ЦИК и Совнаркомы, в организации аппа­рата управления наблюдалась чрезвычайная пестрота. Заметный ущерб упрочению Советской власти на местах наносили частые реорганизации и перестройки.

Было чрезвычайно важно в этих условиях, как отмечал Я. М. Сверд­лов, провести четкое разграничение сфер деятельности органов государ­ственной власти в центре и на местах. Эту проблему общегосударствен­ного значения нельзя было решить текущим декретом. Она должна была получить свое выражение в особом документе — Основном Законе государства. Эту главнейшую организационную задачу разрешила пер­вая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.

В специальном разделе Конституции «Конструкция Советской вла­сти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Коми­тету.

Общее управление делами Российской Республики возлагалось на Совет Народных Комиссаров. Члены СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, тру­да, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контро­ля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.

При народ­ных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.

Страницы: 1 2 3 

Народ саки в мировой истории. Саки в борьбе с Ахмединами и Александром Македонским
К северу от рабовладельческих государств – Китая, Индии, Ирана и Греции в VII–VII вв. до н.э. возникла культура древних кочевников-скотоводов, знавших также и оседлость. Поэтому в настоящее время принято также говорить о степной культуре и цивилизации сакских племен, что подразумевает не только кочевание, но и оседлую жизнь, не только с ...

Предпосылки формирования режима консульства во Франции. Его легитимация. Разработка структур Конституции 1799г., краткая характеристика основных институтовю Революционное правительство. Термидориан
Во Франции сложилась система управления, которая получила название революционного правительства. Декрет об организации временного революционного правительства был издан Конвентом 4 декабря 1793 г. Но еще до этого Конвент отказался от принципа разделения властей и сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной вл ...

Развитие церковно-административной структуры
Система епископских кафедр на Руси тесно связана с возникновением митрополичьей кафедры в Киеве. Сам этот титул кафедры – митрополия - в Византии предполагал подчинение митрополиту других иерархов, епископов, главой которых он был. Митрополия, не имевшая подчиненных ей епископских кафедр, была только титулярной, т.е. отличавшейся от епи ...