Создание советского государственного аппаратаСтраница 3
История » Формирование советского государственного аппарата » Создание советского государственного аппарата
Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.
Документы съезда — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» — провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетенцию центральных и местных органов государственной власти и государственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятельность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распорядительных органов в решении всех местных дел.
Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой дальнейшего укрепления советского государственного аппарата, установления правильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистическая партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извращениям ленинской линии в вопросах советского строительства.
В. И. Ленин считал эти ошибки «болезнью роста». Главную опасность представляли сепаратистские тенденции местных органов. Особенно это стало нетерпимым в условиях начавшейся гражданской войны и иностранной военной интервенции. Чрезвычайный орган страны — Совет Рабочей и Крестьянской Обороны — в одном из своих постановлений подчеркивал, что для поднятия обороноспособности «необходима строжайшая централизация действий, быстрота и точность наполнения, необходимо довести механизм Советской власти до совершенства».
А между тем власть, по образному выражению В. И. Ленина, была «киселеобразной». Существовали различного рода карликовые «республики», уездные и волостные ЦИК и Совнаркомы, в организации аппарата управления наблюдалась чрезвычайная пестрота. Заметный ущерб упрочению Советской власти на местах наносили частые реорганизации и перестройки.
Было чрезвычайно важно в этих условиях, как отмечал Я. М. Свердлов, провести четкое разграничение сфер деятельности органов государственной власти в центре и на местах. Эту проблему общегосударственного значения нельзя было решить текущим декретом. Она должна была получить свое выражение в особом документе — Основном Законе государства. Эту главнейшую организационную задачу разрешила первая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.
В специальном разделе Конституции «Конструкция Советской власти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.
Общее управление делами Российской Республики возлагалось на Совет Народных Комиссаров. Члены СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.
При народных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.
Неолитическая культура на Курильских островах
До сегодняшнего дня Курильские острова остаются малоизученной территорией, несмотря на то, что археологические исследования на архипелаге продолжаются вот уже более лет. Археология Курильских островов отличается своеобразием, богатством и многообразием стоянок, яркой индивидуальностью находок. Все известные памятники неолита на Курилах ...
Изменения в землевладении и землепользовании.
Сельское хозяйство в пореформенной России продолжало оставаться доминирующей частью экономики, а аграрный
вопрос являлся главнейшим в социально-экономической и политической страны.
К концу XIX в. аграрный вопрос в России приобрел особую остроту. Резко возросло крестьянское малоземелье вследствие естественного прироста населения деревни ...
Различия указа 1722 г. и указа 1726 г.
При создании указа 7 марта 1726 года был использован одноименный указ 1722 года. Законодатель внес существенные смысловые изменения в формулировки прежних статей. Было так же добавлено несколько новых статей, имеющих принципиальное значение.
Сейчас я предоставлю детальный сравнительный комментарий указа 1726 года. В чем его отличие от ...