FullHistoria

Подробно о истории

Социально-экономическое развитие России накануне революции
Страница 2

История » Кризис российской общественной системы накануне 1917 года » Социально-экономическое развитие России накануне революции

Товар

Стоимость товара в минутах труда

Россия

СССР

ФРГ

1913

1976

1976

Хлеб пшеничный 1 кг

18 мин

20 мин

15 мин

Мясо (говядина) 1кг

61 мин

144 мин

105 мин

Молоко 1л

11 мин

21 мин

8 мин

Масло 1кг

153 мин

260 мин

63 мин

Сахар 1 кг

46 мин

65 мин

10 мин

Яйца 1 шт.

2,3 мин

9,7 мин

1,7 мин

Обувь мужская 1 пара

1000 мин

2164 мин

569 мин

Разумеется, эта таблица учитывает доходы только промышленных рабочих на основании их зарплаты в 1913 году: в среднем около 2 рублей за 9-часовой рабочий день в европейской части России. У сельскохозяйственных рабочих официальные заработки были на 30—50% ниже, однако у них были и натуральные доходы, включая питание. Доходы самих крестьян трудно учитываемы, особенно в натуральном хозяйстве, однако в денежном пересчете они, судя по всему, должны были превышать зарплату наемных сельскохозяйственных рабочих.

В области народного просвещения и образования также происходили быстрые улучшения. В начале XX века грамотными были лишь 25% населения — но это опять-таки в среднем по империи; в крупных городах европейской России число грамотных достигало 50%; а среди молодежи еще больше; причем тогда грамотность для женщин считалась необязательной — и это ухудшало средние цифры; мужское же население имело гораздо более высокий процент. В 1908 году было введено всеобщее бесплатное начальное обучение и ежегодно открывалось 10 000 начальных школ (уже в 1911 году их насчитывалось более 100 000, из них 38 000 церковно-приходских), в результате чего к 1922 году неграмотность молодых поколений должна была исчезнуть. (В 1920 году, по советским данным, 86% молодежи от 12 до 16 лет умели читать и писать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. В отношении же среднего и высшего образования женщин (тогда оно еще не считалось само собой разумеющимся) Россия шла впереди Западной Европы: в 1914 году имелись 965 женских гимназий и Высшие женские курсы (фактически университеты) во всех крупных городах.

Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же — около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.

О качестве же российского научно-технического образования свидетельствуют успехи науки. Достаточно назвать такие всемирно известные имена, как Менделеев, Павлов, Сеченов, Мечников, Тимирязев, Пирогов, изобретатель радио Попов . Впоследствии попавшие в эмиграцию русские ученые и инженеры высоко ценились во всех странах и отличились там множеством достижений мирового значения, например, в области телевидения (Зворыкин), вертолетостроения (Сикорский), химии (Ипатьев), социологии (П. Сорокин).

Страницы: 1 2 3

Падение монгольского ига
«Кто с мечом к нам придет – тот от меча и погибнет.» Александр Невский Во второй половине XIII в. народ неоднократно восставал против ига и притеснений, творимых сборщиками дани. Поднимались как отдельные города, так и целые области. Все восстания заканчивались ответными карательными экспедициями татаро-монголов, которые жестоко давил ...

Связь управления с торговлей
Так устроялась внутренняя политическая жизнь в Киевском княжестве IX и X вв. Легко заметить основной экономический интерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявший отдаленные и разрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питала внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнюю де ...

Разгром весеннего (1919 г.) комбинированного похода Антанты. Третий этап гражданской войны
Весной 1919 г, начался новый, третий по счету этап гражданской войны, продолжавшийся целый год. Это был самый трудный, напряженный и наиболее опасный этап, потому что Красной Армии весной и осенью 1919 г. пришлось отражать два больших похода, организованных интервентами в союзе с армиями внутренней контрреволюции. В походах участвовали ...