FullHistoria

Подробно о истории

Социально-экономическое развитие России накануне революции
Страница 2

История » Кризис российской общественной системы накануне 1917 года » Социально-экономическое развитие России накануне революции

Товар

Стоимость товара в минутах труда

Россия

СССР

ФРГ

1913

1976

1976

Хлеб пшеничный 1 кг

18 мин

20 мин

15 мин

Мясо (говядина) 1кг

61 мин

144 мин

105 мин

Молоко 1л

11 мин

21 мин

8 мин

Масло 1кг

153 мин

260 мин

63 мин

Сахар 1 кг

46 мин

65 мин

10 мин

Яйца 1 шт.

2,3 мин

9,7 мин

1,7 мин

Обувь мужская 1 пара

1000 мин

2164 мин

569 мин

Разумеется, эта таблица учитывает доходы только промышленных рабочих на основании их зарплаты в 1913 году: в среднем около 2 рублей за 9-часовой рабочий день в европейской части России. У сельскохозяйственных рабочих официальные заработки были на 30—50% ниже, однако у них были и натуральные доходы, включая питание. Доходы самих крестьян трудно учитываемы, особенно в натуральном хозяйстве, однако в денежном пересчете они, судя по всему, должны были превышать зарплату наемных сельскохозяйственных рабочих.

В области народного просвещения и образования также происходили быстрые улучшения. В начале XX века грамотными были лишь 25% населения — но это опять-таки в среднем по империи; в крупных городах европейской России число грамотных достигало 50%; а среди молодежи еще больше; причем тогда грамотность для женщин считалась необязательной — и это ухудшало средние цифры; мужское же население имело гораздо более высокий процент. В 1908 году было введено всеобщее бесплатное начальное обучение и ежегодно открывалось 10 000 начальных школ (уже в 1911 году их насчитывалось более 100 000, из них 38 000 церковно-приходских), в результате чего к 1922 году неграмотность молодых поколений должна была исчезнуть. (В 1920 году, по советским данным, 86% молодежи от 12 до 16 лет умели читать и писать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. В отношении же среднего и высшего образования женщин (тогда оно еще не считалось само собой разумеющимся) Россия шла впереди Западной Европы: в 1914 году имелись 965 женских гимназий и Высшие женские курсы (фактически университеты) во всех крупных городах.

Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же — около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.

О качестве же российского научно-технического образования свидетельствуют успехи науки. Достаточно назвать такие всемирно известные имена, как Менделеев, Павлов, Сеченов, Мечников, Тимирязев, Пирогов, изобретатель радио Попов . Впоследствии попавшие в эмиграцию русские ученые и инженеры высоко ценились во всех странах и отличились там множеством достижений мирового значения, например, в области телевидения (Зворыкин), вертолетостроения (Сикорский), химии (Ипатьев), социологии (П. Сорокин).

Страницы: 1 2 3

Умелая политика
Также Иван Данилович убедил хана не посылать на Русь за данью монгольских сборщиков, а поручить это дело самим русским. Иван Калита хорошо подготовился к разговору и привёл много доказательств в подтверждение того, что люди хана обманывают и обирают его: с русских они взимают дань сверх всякой меры, но правителю Орды достаётся из того л ...

Взаимоотношения язычников и христиан в древнерусском обществе
Любая религия – это форма ориентации в мире, которая основана на подтверждении заранее имеющегося мифологического знания. Великие религии (мировые, исторические, традиционные) тем не менее, сильно отличаются от языческих, архаических религий. Для язычника основная мировоззренческая и жизненная проблема – отсутствие или наличие магичес ...

Объективные и субъективные причины временных неудач Красной армии в начальный период войны
Следует назвать основные причины временных неудач Красной армии в начале войны: · экономические и военно-стратегические преимущества Германии; · опыт ведения современной войны и превосходство немецкой армии в техническом оснащении; · просчеты сталинского руководства в оценке реальной военной обстановки; · перевооружение Красной арми ...