FullHistoria

Подробно о истории

Япония во второй половине ХХ века. Япония в первый период оккупации
Страница 2

История » Япония во второй половине ХХ века » Япония во второй половине ХХ века. Япония в первый период оккупации

Однако для того, чтобы устранить опасность возрождения японской угрозы Америке, необходимо было, прежде всего, подорвать позиции абсолютистской монархии, военщины, помещиков, бюрократии, ослабить влияние монополистического капитала. Соединенные Штаты понимали, что осуществить такие важные задачи силами только оккупационной армии нельзя, и поэтому пытались использовать социальные и политические силы внутри самой Японии – пацифисты, представители средней и мелкой буржуазии, рабочие и крестьяне, либералы и т.д.

Первые шаги оккупационных властей. В отличие от оккупации Германии, в результате которой ее правительство было полностью распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь несколько перестроенный и обновленный в ходе чистки, и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях.

Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под свой контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать связи с иностранными державами /там же, с. 15, 16/.

Сразу же после капитуляции США предприняли ряд мер, направленных возрождение в стране некоторых демократических норм, которые или вообще отсутствовали в Японии, или были ограничены в ходе мировой войны. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций, которые своей деятельностью содействовали ограничению свобод японского народа.

Уже в сентябре 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией оккупационные власти издали директивы о роспуске вооруженных сил страны, о запрещении военного производства, об аресте главных военных преступников. 4 октября 1945 г. была ликвидирована тайная полиция (Токко), аналогичная немецкому гестапо, одновременно были выпущены политзаключенные.

С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. состоялось его публичное отречение от мифа о его божественном происхождении.

4 января оккупационные власти издали декрет о чистке государственного аппарата и политических организаций от лиц, связанных в прошлом с фашистской и милитаристской деятельностью и о роспуске 27 шовинистических организаций. В результате этих чисток от общественной и политической деятельности было отстранено более 200 тыс. человек.

Были арестованы и преданы Международному военному трибуналу 28 главных военных преступников, в том числе бывшие премьеры Тодзё, Койсо, Хирота, Хиранума, генералы Араки, Дойхара, Итагаки, Кимура, Минами, Мацуи, и некоторые дипломаты. Хотя оккупационные власти таким образом намеревались избавиться от неугодных им лиц, преследовали только свои интересы, тем не менее был нанесен серьезный удар по старой бюрократической системе, на которую опирался императорский режим.

В декабре 1945 г. был опубликован Закон о профсоюзах, впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том числе работникам государственных предприятий и учреждений, право на организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривал также участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении, выплату зарплаты освобожденным профработникам.

22 октября 1945 г. вышел меморандум оккупационных властей в отношении народного образования. В нем предусматривалось запрещение культивирования милитаристской идеологии и преподавания военных дисциплин в обычных школах. Указывалось, что воспитание детей должно вестись в с учетом воспитания у детей уважения к достоинству личности, его правам, уважения прав и интересов других народов. Меморандум предусматривал также реабилитацию работников просвещения, уволенных в свое время за либеральные или антивоенные взгляды. Одновременно запрещалась любая дискриминация по отношению к учителям, учащимся и работникам просвещения на почве расовой или религиозной принадлежности и политических убеждений. Впредь до выхода новых учебников запрещалось преподавание в школах истории Японии / там же, с. 16-18/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Военные причины кризиса
Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности "Юпитер", напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза. Этот тип ракет “доставал" до Москвы и основных промышленных центров. Более того, США планировали размещение стратегических ракет в Японии и Италии, чт ...

Императрица Мария Федоровна – Николаю Романову
Несмотря на все чинимые препятствия, переписка между членами царской семьи все-таки осуществлялась. От Николая II и его дочерей, хотя и очень редко, но все же приходили в Крым письма. Великие княгини Ксения Александровна и Ольга Александровна регулярно направляли в Тобольск письма, подробно рассказывающие об их жизни. Сохранилось единст ...

Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов
Эпос «Манас» – подлинно эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, ...