FullHistoria

Подробно о истории

Япония во второй половине ХХ века. Япония в первый период оккупации
Страница 4

История » Япония во второй половине ХХ века » Япония во второй половине ХХ века. Япония в первый период оккупации

Вопрос о роспуске этих объединений выдвигался демократическими силами как первоочередная задача. Ликвидация всевластия дзайбацу рассматривалась ими как необходимая предпосылка подлинной демократизации и демилитаризации Японии. Ситуация в какой-то степени облегчалось еще и тем, что уже давно дискредитировали себя в глазах общественности и мешали восстановлению позиций крупной японской буржуазии.

В директиве американского правительства от 6 сентября 1945 г., переданной Макартуру, кроме некоторых экономических проблем, в том числе и указывалось на необходимость "разработки программы роспуска крупных промышленных и банковских объединений, которые осуществляют контроль над большей частью промышленности и торговли Японии", и о замене их организациями предпринимателей, которые могут обеспечить "более широкое распределение доходов и собственности на средства производства и торговли" /История Японии, 1978, с. 40-41/.

В феврале 1946 были ограничены в правах занимать руководящие посты в компаниях 56 членов семей руководящих деятелей дзайбацу, что должно было способствовать устранению господства дзайбацу над другими компаниями посредством личной унии.

В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных концернов "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо" и "Ясуда", а их активы были заморожены.

Правда, дзайбацу получили полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет. Впоследствии головные компании этих крупных концернов объявило о своем самороспуске. Несколько позднее оккупационные власти и само японское правительство приняло несколько законодательных актов, которые предусматривали ряд экономических и юридических мер, которые должны были воспрепятствовать возрождению дзайбацу в будущем …

Аграрная реформа. Аграрный вопрос давно принадлежал к числу наиболее острых социальных проблем Японии. До войны в японской деревне господствовала феодальная помещичьего землевладения, которая сформировалась после преобразований Мэйдзи в 70-80-х гг. Х1Х в. Более половины обрабатываемой земли принадлежало помещикам, которые сдавали ее крестьянам в аренду на кабальных условиях. Арендная плата доходила до 60 % с урожая и в основном собиралась только натурой.

Кабальная система аренды приводила к образованию аграрного перенаселения, служившего резервуаром дешевой рабочей силы. Все это отрицательно сказывалось на общем жизненном уровне, как в городе, так и в деревне. Существовавшая система феодального землевладения сдерживала развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовала повышению производства продовольствия и сельхоз сырья. Одновременно с эти феодальный облик деревни отрицательно сказывался и на развитии капиталистических отношений в системе городского производства. Ликвидация этих отношений, несомненно, позитивно могла сказаться и на демократизации всего политического строя Японии /История Японии 1978, с. 43/.

Капитуляция Японии открыла новую страницу в борьбе крестьян за свои права. Резкий подъем крестьянского движения, объединение его в лице Всеяпонского крестьянского союза вызвали серьезные опасения как у оккупационных властей, так и у правящих кругов страны. Стремясь не допустить демократического преобразования сельского хозяйства силами самого народа правящие круги США и Японии вынуждены были провести земельную реформу сверху, легальным, парламентским путем.

В ноябре 1945 г. японское правительство само внесло в парламент законопроект земельного закона. Этот документ был составлен японскими правящими кругами и отражал интересы только самих помещиков.

В декабре 1945 г. в разгар парламентских дебатов, штаб оккупационных войск опубликовал "Меморандум о земельной реформе". Этот закон вызвал острое недовольство японских демократических сил. С такой же критикой закона выступила КПЯ и Всеяпонский крестьянский союз. Закон о земельной реформе был подвергнут жесткой критике и со стороны представителей советских властей. Советская администрация предложила свой довольно радикальный вариант закона, в котором больше учитывались интересы крестьян. В конечном итоге японский парламент утвердил третий вариант закона, предложенный Англией, который был менее радикальным, чем советский, но более позитивный, чем американский.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Борьба кырг-го народа против коКандского гнета
Экон. политика Коканд. правителей тормозила разв-е кыргызов. Отбирали пастбища, земли, облагали выс. налогами, грабили. Налоги: натуральная, трудовая и денежная рента. Осн. налог – закет со скота. Труд. повинности – возведение крепостей, зданий, дорог, ирригац. работы. именно налог. политики в ханстве – осн. причина восстаний кыргызов п ...

Петр 1  и  духовенство
Наиболее сложным образом складывались отношения Петра с духовенством. Рассматривая их необходимо, прежде всего, обратиться к существу русской православной традиции. Первоначально организация русской церкви начала формироваться вскоре после крещения Руси. Сначала это была митрополия константинопольская патриарха. В Древнерусском госуда ...

Неолитическая культура на Северном Сахалине. Поселение Имчин-12
Практически всю обозримую историю неолитической эпохи население Северного Сахалина находилась под культурным влиянием приамурских племен. Такова была роль бассейна Амура, что вдоль берегов этого естественного пути различны племена продвигались с запада на восток. В конце их пути находился остров Сахалин, поэтому вполне естественно, что ...