FullHistoria

Подробно о истории

Земельная собственность церкви как, предмет конфликтов

История » Церковная организация удельной Руси » Земельная собственность церкви как, предмет конфликтов

Политическое усиление древнерусских земель в XI–XIII вв. шло параллельно с превращением епископских кафедр и монастырей в земельных собственников, самостоятельные хозяйственные организмы, потенциально автономные также в своей деятельности.

Особенно важное и определяющее для нового положения церкви нововведение XII в. представляла собой ее земельная собственность, которая ставила церковные организации на свои ноги, приближая их в экономическом отношении к другим феодалам – боярству и самим князьям. Это приводило к тому, что интересы церковных организаций, с одной стороны, теснее переплетались с жизнью столиц феодальных княжеств, а с другой – могли расходиться с интересами княжеской власти в неконфессиональной сфере.

Следы таких конфликтов есть в источниках. Например, после смерти Андрея Боголюбского князья Ростиславичи конфисковали имения владимирской церкви Богородицы, данные ей Андреем, как говорит летописец, «слушая бояр, а бояре учили их на многое имение», но после изгнания Ростиславичей Михалком Юрьевичем имения были возвращены. Здесь, в боярской Суздальской земле, экономический конфликт был, следовательно, между богатым городским собором, собственником сел и ценностей, с одной стороны, и не менее богатым местным боярством — с другой, и выразителями интересов последнего выступили молодые князья. О конфликте между князьями и церковью в Ростовской земле вновь на экономической почве известно по делу бывшего епископа Кирила в 1228г., который, как выражается летописец, был «богат зело кунами, и селы, и всем товаром, и книгами, и просто рещи так бе богат всем, яко ни един епископ быв в Суждальской области». На княжеском суде, без участия церкви, бывший епископ был лишен своих имений, которые вернулись, вероятно, к княжеской власти.

Но эти конфликты на почве церковных имений были характерны не только для Северо-Восточной Руси — местное летописание сохранило некоторые из многочисленных фактов. Подобное столкновение известно и в Смоленске, летописание которого до нас почти не дошло, по внелетописному источнику — Житию Авраамия Смоленского. Смоленский епископ Лазарь, находившийся на кафедре в первой четверти XIII в., должен был оставить ее после конфликта, возникшего из-за какого-то ущерба, который княжеская власть, вероятно, нанесла церкви, как это можно заключить по словам агиографа: «Сей бо деяше ради бога оставил епископью свою и за многия обидения святых церквей, иже обидят властели, отъимающе чюжая без правды»[10].

Защита интересов России в Средней Азии.
В середине XIX в. в Средней Азии существовало три государства в форме восточных деспотий: Кокандское ханство (население – 2,5 млн. узбеков, таджиков и киргизов), Бухарский эмират (около 2 млн. представителей различных национальностей), Хиванское ханство (700 тысяч узбеков, туркмен, каракалпаков). Кроме того, на этой территории проживали ...

Житьи.
Житьи – это новый термин, люди этой категории стояли между «меньшими» и «великими» боярами, но ближе к первому. «Житьи люди – социальное новообразование XIV – XV веков.»[7] Житьи связаны с концами в отличии от купцов, которые образовывали свое «сто». Житьи не занимали постов посадника и тысяцкого. Купец, который приобретал землю, прибл ...

Погосты
При княгине Ольге возникает новый тип поселений (погосты), первоначально пред­назначенных для временных стоянок (становищ) княжеской дружины, служивших для организации установления, сбора, учета и транспортировки дани. Погосты известны не во всех районах Киевской Руси, в отличии от торгово-военных поселений, они первоначально не имели с ...