FullHistoria

Подробно о истории

Реформы Ивана IV. Первый период реформ
Страница 3

История » Реформы Ивана Грозного » Реформы Ивана IV. Первый период реформ

Некоторые положения собора оказались не совсем чётко сформулированы и позднее стали открыты для критики. Их переоценка в середине XVII века послужила причиной церковного раскола.

1. В ранней христианской традиции существовало разное сложение пальцев для крёстного знамения. На соборе было одобрено двоеперстие, что символизировало двойственную природу Христа (гл.31)

2. Следующее решение затрагивало детали церковного ритуала. Было отмечено, что «алилуя» писалась трижды во многих церквах и монастырях Пскова и Новгорода, в Москве же – два раза. Собор запретил трёхкратное исполнение, т.е. римско – католическое, и одобрил двухкратное повторение «алилуя» (так наз. сугубая алилуя. Гл. 42)

3. Третье противоречивое решение Собора привело к добавлению слова в восьмой части Символа Веры. В православном прочтении следует говорить, что мы веруем «в святой дух, бога, Дарителя жизни, который произошел от отца…».

В рукописях «Бог (по-русски и по-церковнославянски - «Господь») был заменён словом «Истинный». Некоторые переписчики вставили «Истинный» между Бог и Даритель Жизни. Стоглавый Собор постановил, что надо говорить либо «Бог», либо «Истинный», не произнося эти слова вместе (глава 9). Правда, в действительности это решение игнорировалось. Сложилась практика читать символ веры следующим образом «Святой Дух, Истинный, Даритель Жизни». (Выпадало Бог, вместо него истинный).

В 1550-1551 году в стране был введен новый земельный кадастр, который определял новую единицу налогообложения - «большую соху». Она составляла на одном хорошем поле 800 четвертей у помещика, 600 у монастырей, 500 у черносошных крестьян. Всего норма для трех полей составляла соответственно 2400, 1800 и 1500 четвертей, т. е 1200, 900 и 750 десятин. Для земель худшего качества норма была иной.

Митрополит Макарий и большинство членов Собора 1551 года были консерваторы. Они стремились избавить русскую церковь от её недостатков, но не собирались вводить ничего нового в её практику и догматику.

И всё же Собор дал импульс постепенному подъему новых течений в русской религиозной и интеллектуальной жизни, открытая и смелая критика Собором недостатков в жизни церкви послужила толчком для более сознательного отношения к церковным проблемам среди священников и мирян.

В связи с упорядочением административной и военной службы правительство предполагало отобрать из знати и дворянства тысячу «лучших слуг» и наделить их поместьями в Подмосковье. Будучи поблизости от столицы, «лучшие слуги» в любой момент могли быть вызваны в Москву для ответственных служебных поручений. Подготовлявшаяся реформа должна была приобщить цвет провинциального дворянства к делам управления. Среди историков нет единого мнения по вопросу о судьбе этой реформы. И.И. Смирнов считал организацию «тысячи» одним из важнейших достижений Избранной рады. По мнению А.А. Зимина, проект не получил практического осуществления.

В целях укрепления вооруженных сил правительство Адашева преступило к организации постоянного стрелецкого войска и сформировало трехтысячный стрелецкий отряд для личной охраны царя. Стрелецкие войска зарекомендовали себя с лучшей стороны в военных компаниях последующих лет. Основной боевой силой русской армии в ХVI в. оставалось, впрочем, феодальное ополчение, состоявшее в массе своей из мелких дворян. Необеспеченность этих дворян землями подрывала боеспособность ополчения. Правительство многократно обсуждало проблему перераспределения земельных богатств в пользу дворянства. Этой теме посвящены были, по крайней мере, 5 из 12 вопросов, представленных царем Стоглавому собору. Аргументируя необходимость земельного передела, Иван указывал на то, что в годы боярского правления многие бояре и дворяне обзавелись землями и кормлениями «не по службе», а другие оскудели: «у которых отцов было поместья на сто четвертей, ино за детьми ныне втрое, а иной голоден». В вопросах митрополиту царь просил рассмотреть, каковы «вотчины и поместья и кормления» у бояр и дворян и как они «с них служили», и приговорить, «недостальных как пожаловали».

Проекты «землемерия» приобрели широкую популярность в среде дворянства. Однако осуществление их натолкнулось на сугубо практические трудности: откуда было взять необходимые служилой мелкоте земли? Дворяне не прочь были поправить свои дела за счет церкви. Земельные богатства духовенства возбуждали в них зависть. В центральных уездах страны монастыри успели завладеть примерно 1/3 населенных крестьянами земель. Ни в одной стране, писали иностранцы, нет такого количества монастырей и монашествующей братии, как в России.

Страницы: 1 2 3 4