FullHistoria

Подробно о истории

Реформы Ивана IV. Первый период реформ
Страница 2

История » Реформы Ивана Грозного » Реформы Ивана IV. Первый период реформ

Значительный интерес представлял перечень платежей за ущерб, нанесённый достоинству людей среднего и низшего классов (ст. 26 судебника). Составители хотели защитить дворянство и городских жителей от каких-либо притеснений боярства. Шкала штрафов за ущерб достоинству указывала место человека в социальной иерархии. Чем выше был социальный статус, тем большей платы мог требовать человек. Гость получал 50 руб. ущерба собственному достоинству, посадский человек - 5 руб., горожанин низшего статуса (т.е. «чёрный» или «молодший») - 1 рубль., крестьянин - 1 рубль. Женское достоинство было защищено лучше мужского. Компенсация жене была в два раза выше во всех перечисленных категориях, чем мужу.

Холоп на Руси не рассматривался как юридически значимое лицо и поэтому не подлежал защите достоинства со стороны закона. Но согласно ст. 26, некоторые категории людей, служившие боярам, должны были получать плату за посягательство на их достоинство, даже если юридически они были холопами.

В целом же, составители Судебника 1550 года попытались положить предел распространению «холопства». (Ст. 76 –случаи получения холопами свободы).

К началу XV1 века в Московском государстве развился новый тип так называемого «условного рабства» - служилое холопство. Этот тип зависимости был следствием специальной формы ссуды. Должник обязан был выплачивать % по ссуде, выполняя определённые работы для своего кредитора. Очевидно, у него было мало шансов когда-либо погасить эту ссуду и обычно, он работал на кредитора до смерти. Судебник 1550 года ограничил размер ссуды по служилой кабале, установив максимум в 15 рублей. Кроме того, только вольные люди, то есть те которые не входили в налогооблагаемые сельские и городские общины, имели разрешение получать такие ссуды.

Существенные реформы были проведены в жизни церкви.

В 1549 году церковный собор провел канонизацию «новых чудотворцев». Местные святые превратились в общерусских, создался единый для всей страны пантеон.

В 1551 году состоялся новый церковный собор. Книга его решений содержит сто глав и сам собор называют Стоглавым. Его задачами были: унификация церковных обрядов, принятие мер по улучшению нравов духовенства, чтобы повысить его авторитет. Стоглав принял следующие решения:

1. Заменить домашние школы на правильно организованные церковные училища. Их рекомендовалось основать в Москве, Новгороде и др. городах (гл. 26).

2. Предписывалось переписывать книги с добрых переводов, править, чтобы не допускать ошибок. Иконописцам следовать греческим образцам и Андрею Рублеву (гл.27,28,43).

3. Исправить нравы низшего духовенства, усилив надзор и наказание за непослушание. Вводилась слежка за низшим духовенством.

4. Осуждена продажа церковных должностей, вымогательство и взятки в церковной среде.

5. Осуждены «бесовские игрища» и скоморошные представления. Грехом признали стрижку бороды, азартные игры, мытье в бане мужчин и женщин вместе.

6. Осудил монастырских служащих за злоупотребления, призвал монахов довольствоваться квасами. Запрещалось проживать в одном монастыре монахам и монашкам, не велено жить в миру, собирать деньги и бражничать.

7. Поощрялось милосердие к народу.

8. Проведена перепись больных, калек, стариков, чтобы устроить богадельни для них с пищей и одеждой. Для надзора избирались «градские целовальники», чтобы монахи не злоупотребляли выделенными средствами. Но зарплату служащим не платили.

9. О церковном землевладении. Церковь лишалась земель и доходов, приобретенных в период боярского правления. Запрещалось покупать земли без специального разрешения царя. Возврату подлежали все поместные и «черные» земли, которые отняли или купили монастыри у прежних хозяев. Монастыри стали платить в казну все основные налоги, даже больше, чем дворяне.

800 четвертей пашни помещика

600 четвертей пашни монастыря

500 четвертей пашни черносошных крестьян.

Собор провозгласил византийский принцип «симфонии» церкви и государства, включив шестую новеллу императора Юстиниана, излагавшую суть «симфонии». В 62 главе Стоглава записано: «Человечество обладает двумя великими дарами бога, данными ему через любовь его к людям – священство и царство. Первый направляет духовные потребности; второй – управляет и заботится о человеческих делах. Оба вытекают из одного источника». Этот принцип «симфонии» церкви и государства подразумевал определённое ограничение царского самодержавия.

Страницы: 1 2 3 4

Казачество н внутренняя политика России. Поход казаков под предводительством В. Р. Уса.
Один из казачьих предводителей, Василий Родионович Ус (прозвище Черноус), предложил беднейшим казакам отправиться к царю и наняться на военную службу. Вскоре под его началом собралось 500 конных и 200 пеших казаков. На судах они направились к Воронежу. 10 июня 1666г. вступили в переговоры с местным воеводой В. Уваровым. Тот связался с п ...

Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.
В 1765 году в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализи ...

История России
Историческое развитие России шло совершенно иным путем. Россия не проходила стадии городского хозяйства, не знала цеховой организации промышленности — и в этом заключается самое принципиальное, самое глубокое отличие ее от Запада, отличие, из которого проистекли, как естественное последствие, все остальные. Не зная городского хозяйстве ...