FullHistoria

Подробно о истории

            Морские победы русского флота при Гангуте и при Гренгаме.   Подписание  Ништадского мира.
Страница 1

История » Внешняя политика Петра I »             Морские победы русского флота при Гангуте и при Гренгаме.   Подписание  Ништадского мира.

Россия одерживала новые, и немалые, успехи в Прибалтике, на этот раз в Померании. Там против шведских войск действовали армии союзников — русская, датская и саксонская. В начале 1712 года союзники, осаждавшие Штральзунд и Висмар, разбили шведов. Однако в дальнейшем союзники действовали плохо, несогласованно. Оба короля за спиной русского царя вели переговоры о сепаратном мире. Петр понимал, что России опять нужно полагаться только на свои силы.

В январе 1713 г. Русская армия наголову разгромила шведов у Фридрихштадта. Несмотря на последний успех, итоги военных действий 1712 года Петра удовлетворить не могли. Он решил развернуть военные действия в Финляндии, принадлежавшей тогда Швеции. Пётр придавал будущему походу немалое значение, потому что из Финляндии шведы получали очень многое, вплоть до продовольствия.

В апреле 1713 г. русский галерный флот высадил на финское побережье 16-тысячный корпус. Пётр командовал авангардом десанта. Шведы без боя сдали Гельсингфорс и Борго. 7 июня, оставив командование Апраксину, Пётр возвратился в Кронштадт и получил там приятное известие от Меньшикова из Померании: более 11 тысяч шведов сдались союзникам под Тонингеном.

Во второй половине года русские войска в Финляндии овладели Або, в Померании — Штеттином. Шведов изгнали из континентальной Европы. Значительная часть Финляндии оказалась в руках Петра. Швеция агонизировала, но из-за упрямства своего короля не могла выйти из войны. Правда, у неё оставался довольно сильный флот, — по словам царя, «последняя надежда» Швеции. Предстояло лишить её этого последнего преимущества.

27 июля 1714 года русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут. Она состояла из 16 линейных кораблей, 8 галер и 5 прочих судов. Эта победа, на этот раз морская, да ещё на Балтике, как громом, поразила Европу. В Стокгольме началась паника, королевский двор спешно покинул столицу. Это было первое в истории сражение русского военного флота, закончившееся победой, Петр сравнивал эту победу с Полтавской битвой.

Здесь же, на Балтике, после занятия значительной части Финляндии последовали захват войсками Петра Аландских островов около берегов Швеции, затем, в сентябре того же 1714 года, экпедиция русского военного отряда на побережье самого королевства. Мирные переговоры на Аландских островах окончились безрезультатно. В конце июля 1720 года русская эскадра наголову разгромила большие по численности морские силы Швеции при Гренгаме. После этого Швеция была вынуждена начать переговоры о мире.

Договор, подписанный 30 августа 1721 года в Ништадте, оповещал об установлении вечного мира между Швецией и Россией, переходе к последней в полное и вечное владение Ингерманландии, части Карелии, всей Эстляндии и Лифляндии, в том числе городов: Рига, Ревель, Дерпт, Нарва, Выборг, Корела (Кексгольм), островов Эзель и Даго. За эти земли Россия выплачивала Швеции компенсации (1,5 млн. руб.). Это был выдающийся успех петровской внешней политики, дипломатии, долгожданный исход войны.

Страницы: 1 2

Членовредительство
Следующий ряд статей КП (ст.ст., 6 и 7) посвящён членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки , а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за у ...

Сталин и создание атомной бомбы
Советская разведка имела сведения о работах на Западе по созданию атомной бомбы, исходившие от трёх физиков-атомщиков, сочувствующих СССР: Клауса Фукса, Джона Кэрнкросса и Бруно Понтекорво. Эти сведения докладывались Берией Сталину. Однако решающее значение, как полагают, имело адресованное ему в начале 1943 г. письмо советского физика ...

Морской флот и судоходство во второй половине XIXв. и первой половине XXв.
Во второй половине XIX в. возник невиданный до этого рост промышленного производства самых разнообразных товаров потребовал расширения рынков сбыта. Для перевозки и продажи промышленной продукции на внешних и внутренних рынках возникла необходимость в более совершенных средствах транспорта, соответствовавших капиталистическому производс ...