FullHistoria

Подробно о истории

Политическая экономия с позиций исторического метода
Страница 1

История » Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители исторической школы » Политическая экономия с позиций исторического метода

Продолжая рассказ об исторической школе, напомним, что она сформировалась в Германии - стране, менее развитой по сравнению с Англией в экономическом отношении, с прочными традициями исторических исследований и без хороших традиций системного теоретического анализа. Представителей исторической школы объединяет, во-первых, негативное отношение к доктринальным положениям классической школы; во-вторых, при всех различиях во взглядах и тематике работ "историков", они отдают предпочтение изучению национального хозяйства с учетом исторического развития, на основе сопоставления отдельных форм и деталей.

Обычно различают старую и молодую исторические школы. Старую школу представляют Вильгельм Рошер (1817-1894), Бруно Гильдебранд (1812-1878) и Карл Книс (1821-1898). Старая школа сформировалась и ее идеи получили распространение в 1840-1860 гг. Представители этой школы считали, что, прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникали и развивались экономические и правовые институты.

Рошер предлагал дополнить общую концепцию, которую он излагал в весьма туманном и несколько эклектическом виде, историей экономического развития. Это будет своего рола приложение к теоретическому разделу. Гильдебранд считал, что политическая экономия призвана изучать процессы экономического развития наций. В своей работе "Политическая экономия настоящего и будущего" он ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Книс, автор "Политической экономии, рассматриваемой с точки зрения исторического метода", считал, что экономическая наука способна описать возникновение и развитие экономических процессов, но она не в состоянии дать адекватные им обобщения.

Более четкое представление о том, что должна представлять собой и чем заниматься экономическая наука, стремились дать пришедшие на смену старой школе экономисты новой генерации. Она получила название молодой, или новой, исторической шкалы. К молодой школе обычно относят Густава Шмоллера (1838-1917), выпустившего книгу "Основы общего учения о народном хозяйстве", Адольфа Вагнера (1835-1917) ("Учебник политической экономии") и Карла Бюхера (1847-1930). В главном труде последнего "Возникновение народного хозяйства" предложена трехступенчатая схема развития: "домашнее", "городское" и "народное" хозяйства.

Молодая школа немецких экономистов не пошла по пути отрицания "естественных экономических законов". Ее представители исходят из того, что законы экономики не могут быть открыты посредством логических обоснований. В центре внимания молодой школы - практические проблемы, а не теоретические обобщения.

В экономических исследованиях большое значение придается этике, нравственному началу. Подробно изучаются правовые нормы, их влияние на экономические отношения, хозяйственный механизм. Правовой порядок "основан на историческом развитии, цели которого не даны с самого начала"; он "возникает постепенно из отрывков, предлагаемых практиками". Правильность правового устройства возникает из "бессознательно действующей практики" - утверждает Георг Кнапп, один из представителей молодой исторической школы, автор работ по теории денег и истории хозяйства.

Проблеме связи права и экономики посвящены работы А. Вагнера. Как отмечает один из историков экономической мысли, "было обращено внимание на то, что экономическое положение личности не столько зависит от естественных прав или способностей, сколько от современной юридической организации, которая сама является продуктом исторического развития". Под влиянием исторической школы появляется масса работ по экономической истории, изучается механизм формирования хозяйственных систем в разные эпохи - в период рабовладения, средние века, эпоху становления буржуазного строя. Историки и экономисты считали, что подобные исследования помогали понять существо текущих социальных проблем.

Страницы: 1 2

Дневник императрицы Марии Федоровны. 1915 год.
1/14 января. Господь, благослови этот новый год, пусть он станет мирным годом! Приняла всех садовников с цветами, была на службе совершенно одна, из моих близких не было никого! Писала целый день телеграммы, выходила ненадолго в сад. К обеду было большое собрание: Ольга, Митя, четыре сына Кости. Сам он болен, т.ч. ни его, ни Мавры не ...

Завершение формирования кыргызского народа
Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в 2 «крыла» – традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В правое крыло (онг канат) вошли такие крупные племена, как сарыбагыш, Бугу, саяк, солто, жедигер, тынымсеит, монголдор, багыш, баарын, черик, жору и др., проживающие главным о ...

Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях
Правительство придавало большое значение учреждениям, на которые были возложены обязанности по проведению крестьянской реформы на местах. Этим было продиктовано издание специального законодательного акта, в котором детально были разработаны структура и функции указанных учреждений. Первым звеном в этой системе были мировые посредники, ...