FullHistoria

Подробно о истории

Политическая экономия с позиций исторического метода
Страница 2

История » Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители исторической школы » Политическая экономия с позиций исторического метода

Работы экономистов старой и молодой исторических школ наполнены иллюстрациями, фактическими данными, ссылками на источники. В "Началах народного хозяйства" Рошера ссылки порой занимают больше места, нежели основной авторский текст. В предисловии Рошер высказывает мысль, что его "Начала" служат не только учебником, но и "историей науки о народном хозяйстве".

Остановимся несколько подробнее на идеях и положениях, содержащихся в сочинениях представителей старой и молодой исторических школ.

"Бунт против формализма" - так лаконично определил позицию "историков" Б. Селигмен. Экономисты исторической школы не только критикуют классиков за излишнее теоретизирование, но и высказывают убеждение, что универсальные схемы не могут принести пользы практикам. Народное хозяйство каждой страны имеет свои особенности, свои нормы и формы отношений. Задача политической экономии - изучить народное хозяйство в его конкретной реальности, историческом развитии. Смысл исторического подхода не в и а в объяснении и раскрытии экономических связей и зависимостей.

Прежде чем прийти к каким-либо обобщениям. авторы стремились собрать разнообразный материал о прошлого и настоящего. Это отвечало старой немецкой традиции камеральных наук (камералистики). Камералистика получила название от камеральных управлений, создававшихся властителями германских государств, имевшими собственное хозяйство. В целях подготовки управляющих на особых факультетах университетов и в камеральных школах преподавались науки, получившие название камеральных.

"Историки" исходили из того, что условия в различных странах неодинаковые. Экономическая реальность противоречива и неоднозначна. Поэтому экономические рекомендации и экономическая политика должны быть выработаны применительно к конкретным условиям. "Одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же, как платье не шьется по одной мерке" - так пишет в "Началах народного хозяйства Рошер. Все политэкономы хотят "создать и представить идеал наилучшего народного хозяйства". Но в этом случае придется, если удовлетворить истине и практическим потребностям, “выработать столько идеалов, сколько . перед глазами народных индивидуальностей". Но и этого мало. "Пришлось бы постоянно, через несколько лет переделывать свои идеалы, потому что с каждым изменением народных потребностей изменяется и прилагаемый к ним экономический идеал". Оставив в стороне выработку подобных экономических идеалов (проще говоря, форм народного хозяйства), следует, по мнению Рошера, заняться "анатомией и физиологией народного хозяйства”, т.е. изучением условий хозяйственной деятельности и выработкой конкретных рекомендаций в соответствии с интересами и потребностями практики1

.

Народное хозяйство - одна из сторон общественной жизни. Надо полнее учитывать все многообразие и всю сложность конкретных отношений в обществе - традиции, этнические особенности, обычаи, национальные интересы, геополитическое положение. Люди в своих действиях руководствуются не только стремлением к выгоде и богатству. За этим общим стремлением в действительности может скрываться широкая палитра замыслов и желаний, различных по сути и изменяющихся в зависимости от положения, возраста, доходов. И самое главное, помимо желания экономической выгоды человек руководствуется такими мотивами, как чувство общности, семейные заботы, общественный интерес.

Экономическую науку не случайно именуют политической экономией. Это предполагает рассмотрение в связи с анализом экономических процессов правил государственного управления, правового порядка как одного из важнейших факторов экономической жизни.

Страницы: 1 2 

Инфант майоркский, его поход в Ахайю и борьба с Людовиком
В совершенно таком же положении, как и герцогство Афинское, была в это время пришедшая в глубокий упадок франкская Морея. Ибо и там наместники правили страной от имени чужеземной династии. Князем ахайским был Филипп Тарентский. Разведясь с своей эпирской супругой Тамарью, он вступил 30 июля 1313 года в брак с молодой Катариной, дочерью ...

Волго-Балтийский торговый путь
Другой трансконтинентальный торговый путь из северно-западной и центральной Руси по реке Итиль к Хвалынскому морю проходил через земли Волжской Болгарии ее города: Булгар, Сувар, «Великий город Биляр» и др. где, сходились торговые пути, про­ходившие через Хазарию, в Сред­нюю Азию и Иран, на Русь, Прибалтику и Скандинавию, Кавказ и Визан ...

Культура Армении
С 7 в. н.э. Армения была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована. После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживани ...