FullHistoria

Подробно о истории

Битва на поле Куликовом
Страница 1

Татаро-монгольское иго » Битва на поле Куликовом

Дмитрий, благодаря своим бесстрашным “сторожам”, был хорошо осведомлен о состоянии войска Мамая и его планах. Имел он и весьма точные сведения о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайло и рязанском князе Олеге. И, стараясь не допустить соединение рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил свое продвижение к Дону навстречу Мамаю.

На 15 августа 1380 года Дмитрий назначил сбор всех полков в Коломне, как только прояснилось, что Мамай намечает свое вторжение на конец лета. Хан в это время разбил стан на реке Красивая Меча.

В Коломне были уряжены полки, проведен осмотр войск. Летописи отмечают, что такой огромной силы давно не видела Русская земля. Из Коломны путь соединенного войска лежал через Оку, за пределы рязанского княжества, в этом состоял стратегический замысел Дмитрия. Московское войско двигалось в полной тишине, 30 августа завершилась переправа через Оку, 6 сентября войско подошло к Дону, где Дмитрий и замыслил встретить Мамая. На военном совете, по настоянию московского князя, было решено переправится через Дон и принять бой на Куликовом поле у впадения в Дон реки Непрядвы. Оставляя Дон и глубокие овраги у себя в тылу, русское войско вынуждено было сражаться до последнего, отступать под натиском врага за Дон было невозможно.

По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Осляба.

В ночь с 7 по 8 сентября русские войска переправились через Дон и встали в боевой порядок в водоразделе между Смолкой и Нижним Дубяком.

Дмитрий расположил свои войска следующим порядком: в центре он поставил Большой полк, в нем были сведены все городские полки, впереди Передовой полк, еще впереди Сторожевой полк, его задача заключалась в завязывании боя, по флангам полки Правой и Левой руки, а за полком левой руки резерв в лесу-Засадный полк. Он решил упорной обороной Сторожевого, Передового и Большого полков перемолоть основные силы врага, а затем ударами полков Правой и Левой руки и Засадного полка завершить разгром ордынцев. Такое расположение русских войск и окружающая местность затруднял маневр конницы Мамая. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал во главе Большого полка.

Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу. На Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение. Бой начался поединком богатырей монгольского Челубея и русского Пересвета. Разогнав коней, с копьями наперевес, всадники схватились в смертельной схватке и оба упали замертво. После поединка монгольская конница ринулась на Сторожевой и Передовой полки. Полки понесли большие потери, но никто из их воинов не отступил. Наступила очередь сражаться Большому полку. Несмотря на бешеный натиск ордынцев, полк устоял. Тогда Мамай перенес удар на полк Левой руки, и ценой больших потерь ему удалось потеснить его. Продолжая натиск, ордынцы стали обходить Большой полк, подставляя свой фланг и тыл Засадному полку. Выбрав наиболее удачный момент, Засадный полк во главе с воеводой Дмитрием Боброком и серпуховским князем Владимиром Андреевичем бросился на врага. Ордынцы не ожидали появления свежих сил у русских и стали поспешно отступать. Вскоре и остальные русские полки перешли в наступление и ускорили разгром полчищ Мамая. Ордынский полководец первым бежал с поля боя. Русская конница преследовала и добивала остатки войск Мамая на протяжении 50 верст от Куликова поля. Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия Донским, серпруховского князя Владимира - Храбрым.

Разгром Мамая, и последовавшие за этим ордынские неурядицы, которые привели к окончательному распаду грабительского государства, демонстрация превосходства русского военного искусства над военным искусством врага, усиление государственной власти на Руси - заметные последствия битвы на Куликовом поле. Вместе с этим Куликовская битва положила начало возрождению национального самосознания русского народа.

Огромную роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской. Это исторический деятель, который сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение и перед решающей схваткой с угнетателями примирить самые острые общественные противоречия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. Так же сподвижниками его во всех его делах были митрополит Алексей и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Эти люди смогли под эгидой русской церкви собрать всех гонимых людей под единое знамя освобождения. Одним из самых значительных полководцев Древней Руси был Дмитрий Волынский, отнюдь не по капризу отдал князь под его начало засадный полк и руководство всей битвой. Это ли не высшая оценка?

Страницы: 1 2

Прочие направления
В 1764 году нормализовались отношения между Россией и Пруссией, в результате чего между странами был заключён союзный договор. Этот договор послужил основой для образования «Северной системы» — союзу России, Пруссии, Англии, Швеции, Дании и Речи Посполитой против Франции и Австрии. Русско-прусско-английское сотрудничество продолжилось и ...

Влияние постоянной армии на социально-экономическое развитие Древнего Египта
При появлении постоянной армии значительно изменилась социально-экономическая обстановка в Египте. Прежде всего, резко изменилась социальная структура общества. Военные походы, международная торговля, прием на службу в армию иноземцев обусловили приток в страну огромного количества, как свободных, так и зависимых иностранцев. Завоевате ...

Аравия в раннее Средневековье. Религиозная ситуация
Еще с древности население Аравии унаследовало политеизм — поклонение различным божествам. В их честь строились величественные храмы, устраивались святилища, выделялись места поклонения, ставились посвятительные надписи и приносились жертвы. В Аравии существовала значительная свобода вероисповедания. Каждое племя, а иногда каждая семья ...