FullHistoria

Подробно о истории

Искусство Японии
Страница 2

История » Искусство стран Древнего Востока » Искусство Японии

С конца XVI века основными формами живописи становятся стенопись, картины на складных ширмах. Произведения живописи украшают дворцы аристократов, дома горожан, монастыри и храмы. Развивается стиль декоративных панно – да-ми-э. Такие панно писали сочными красками на золотой фольге.

Признаком высокого уровня развития живописи является существование в конце XVI века ряда живописных школ, в том числе Кано, Тоса, Ункоку, Сога, Хасэгава, Кайхо.

В течение XVII-XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулся в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др.

Искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом и сочетанием художественного и функционального. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» - самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.

Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. В нэцкэ преломился художественный канон средневековья в сочетании с ренесеансной раскованностью искусств в эпоху Эдо. Эти произведения миниатюрной пластики как бы сфокусировали в себе тысячелетия пластического опыта Японии: от диковатых догу Дзёмона, ханива Поздних Курганов до канонической культуры средневековья, каменных будд и живого дерева Энку. Из классического наследия заимствовали мастера нэцкэ богатство экспрессии, чувство меры, завершённость и точность композиции, совершенство деталей.

Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл, янтарь, лак, фарфор. Над каждой вещью мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась безгранично: изображения людей, животных, богов, исторических лиц, персонажей народных поверий. Расцвет того чисто городского прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века.

В своё время в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомилась с феноменом японского искусства. Мастера укиё-э добивались максимально простоты и доходчивости как в выборе сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр были в основном жанровые сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов, гейш.

Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618-1694). Первым мастером многоцветной гравюры был Судзуки Харанобу, творивший в середине XVIII века. Главные мотивы его творчества – лирические сцены с преимущественным влиянием не к действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви.

Подобно древнему изысканному искусству эпохи Хэйан, мастера укиё-э возрождали в новой городской среде своеобразный культ утончённой женской красоты, с той только разницей, что вместо горных хэйанских аристократок героинями гравюр стали изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо.

Художник Утамаро (1753-1806) представляет собой, может быть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего своё творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. Одна из лучших его работ – «Гейша Осама».

Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (1760-1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве полнота охвата жизни, интерес ко всем её сторонам – от случайной уличной сцены до величественных явлений природы.

Страницы: 1 2 3

Стольник при дворе Петра Великого
Государственную службу Петр Андреевич начал при отце (окольничем Андрее Васильевиче), находившемся с войском на Украине. Участвовал в обороне Чернигова от войск гетмана И.М. Брюховецкого, «в осаде сидел тридцать три недели». В 1677 и 1678 вместе с отцом участвовал в Чигиринских походах. Военной карьере Толстого содействовал В.В. Голиц ...

Формирование башкирского национального движения. Первые башкирские съезды и их решения
Вернувшись из Москвы, башкирские делегаты Всероссийского мусульманского съезда развернули большую работу по подготовке башкирского съезда (курултая). 17 мая в Оренбурге группа башкир из 50 человек, в основном делегатов мусульманского съезда, создавшая ещё в Москве временный руководящий орган башкирского национального движения – Башкирск ...

Спринтер
У Клода Дебюсси частенько "не хватало дыхания", чтобы закончить произведение крупной формы. Незаконченными остались оперы "Родриг и Химена", "Падение дома Эшеров". Когда у композитора спрашивали, отчего он не пишет симфонии, Дебюсси весело отвечал: Зачем зарабатывать одышку, строя симфонии? Давайте делать ...