FullHistoria

Подробно о истории

Искусство Японии
Страница 2

История » Искусство стран Древнего Востока » Искусство Японии

С конца XVI века основными формами живописи становятся стенопись, картины на складных ширмах. Произведения живописи украшают дворцы аристократов, дома горожан, монастыри и храмы. Развивается стиль декоративных панно – да-ми-э. Такие панно писали сочными красками на золотой фольге.

Признаком высокого уровня развития живописи является существование в конце XVI века ряда живописных школ, в том числе Кано, Тоса, Ункоку, Сога, Хасэгава, Кайхо.

В течение XVII-XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулся в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др.

Искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом и сочетанием художественного и функционального. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» - самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.

Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. В нэцкэ преломился художественный канон средневековья в сочетании с ренесеансной раскованностью искусств в эпоху Эдо. Эти произведения миниатюрной пластики как бы сфокусировали в себе тысячелетия пластического опыта Японии: от диковатых догу Дзёмона, ханива Поздних Курганов до канонической культуры средневековья, каменных будд и живого дерева Энку. Из классического наследия заимствовали мастера нэцкэ богатство экспрессии, чувство меры, завершённость и точность композиции, совершенство деталей.

Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл, янтарь, лак, фарфор. Над каждой вещью мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась безгранично: изображения людей, животных, богов, исторических лиц, персонажей народных поверий. Расцвет того чисто городского прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века.

В своё время в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомилась с феноменом японского искусства. Мастера укиё-э добивались максимально простоты и доходчивости как в выборе сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр были в основном жанровые сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов, гейш.

Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618-1694). Первым мастером многоцветной гравюры был Судзуки Харанобу, творивший в середине XVIII века. Главные мотивы его творчества – лирические сцены с преимущественным влиянием не к действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви.

Подобно древнему изысканному искусству эпохи Хэйан, мастера укиё-э возрождали в новой городской среде своеобразный культ утончённой женской красоты, с той только разницей, что вместо горных хэйанских аристократок героинями гравюр стали изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо.

Художник Утамаро (1753-1806) представляет собой, может быть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего своё творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. Одна из лучших его работ – «Гейша Осама».

Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (1760-1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве полнота охвата жизни, интерес ко всем её сторонам – от случайной уличной сцены до величественных явлений природы.

Страницы: 1 2 3

Развенчивание теории арийского захвата: новая хронология
Современные индийские ученые, движимые, надо признать, не только научными интересами, бурно отвергают то, что они называют «колониально-миссионерской теорией арийского захвата». Они обвиняют ее создателей в преднамеренном применении цели и процесса колониального завоевания Индии западными державами в наши дни в отношении начала индийско ...

Игорь (912-945)
Игорь (Ингвар) Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем ...

Древний Херсонес
Переселенцы из Гераклеи Понтийской высадились на берегу современной Карантинной бухты около 422 года до н.э. Облюбованное для поселения место располагалось на мысу, который легко было укрепить на случай внезапного нападения тавров. Отсюда и название нового полиса - Херсонес- в переводе полуостров. Бухта представляла собой прекрасную гав ...