FullHistoria

Подробно о истории

Искусство Индии
Страница 1

История » Искусство стран Древнего Востока » Искусство Индии

Первой цивилизацией на индийской земле была Хараппская культура в долине Инда, процветавшая за 2500 лет до н.э. Прежде чем исчезнуть под натиском арийских племён, она увековечила себя рядом замечательных шедевров скульптуры и градостроительства. Со временем арии завладели всей Северной Индией, но за тысячелетнее владычество не оставили после себя никаких памятников искусства. Основы индийской художественной традиции были заложены лишь в III веке до н.э.

Индийское искусство изначально носило религиозный характер, отражая мировоззрения индуизма, джайнизма и буддизма. Индусы издревле отличались обострённым восприятием окружающего мира, и главное место в их искусстве по праву занимала архитектура.

В древних скульптурах, вышедших из-под резца представителей аскетического буддизма, ещё нет и следа бьющего через край жизнелюбия. Одно время было даже запрещено создавать портретные изображения Будды. Однако после отмены запрета в северо-восточной провинции Гандхара начали появляться изваяния Будды в образе человека, созданные в эллиническом «греко-буддийском» стиле, оказавшем заметное влияние на искусство всего региона.

В провинции Гандхара в первые века н.э. появилась новая художественная школа, соединившая традиционные буддийские каноны с некоторыми чертами греческого искусства, принесённого в Индию войсками Александра Македонского (конец IV века до н.э.). Так, бесчисленные изображения Будды из камня и стука (смесь гипса, мраморной крошки и клея) приобрели характерно удлинённое лицо, широко открытые глаза и тонкий нос.

Сравнительно сдержанный стиль преобладал и в классическую эпоху Гуптов (320-600 гг. н.э.), хотя к этому времени буддизм впитал многие элементы индуистских мифов. К примеру, якшини – лесные божества женского рода – буддистскими ваятелями изображались в облике пышнотелых танцовщиц в манере, весьма далёкой от аскетизма.

В любом из произведений индийского искусства – буддийском или индуистском – изначально заложена в закодированном виде религиозно-философская информация. Так, чрезвычайно важна поза, в которой изображён Будда: медитация или поучения. Существуют канонические особенности облика Будды: удлинённые мочки ушей, деформированные украшениями, которые он носил в молодости, когда был принцем; волосы, собранные в спиралевидные пучки на голове, и т.д. Такие детали дают зрителю ключ, помогающий определить идею и, соответственно, необходимый для общения с божеством ритуал. Индуистское искусство также в значительной мере закодировано. Здесь важна любая, даже мелкая, деталь – поворот головы божества, положение и количество рук, система украшений. Знаменитая статуэтка танцующего бога Шивы – целая энциклопедия индуизма. Каждым прыжком своего танца он создаёт или разрушает Миры; четыре руки означают бесконечное могущество; дуга с язычками пламени – символ космической энергии; маленькая женская фигурка в волосах – богиня реки Ганг и т.д. Зашифрованность смысла свойственна искусству ряда стран Юго-Восточной Азии, входящих в ареал индуистской культуры.

Яркую картинку жизни Древней Индии воссоздают настроение росписи пещерных храмов Аджанты, поражающие красочностью и гармонией многофигурных композиций.

Аджанта – это своеобразный монастырь – университет, где живут и учатся монахи. Храмы Аджанты вытесаны в 29 скалах, которые находятся рядом с красочными берегами реки Вагхаро. Фасады этих скальных храмов относятся к Гупту – периоду роскошных декоративных скульптур.

Скульптурные памятники Аджанты продолжают старые традиции, но формы намного свободны, усовершенствованы. Внутри храма почти всё исписано. Сюжеты живописи взяты из жизни Будды и связаны с мифологическими сценами Старой Индии. Здесь мастерски изображены люди, птицы, звери, растения и цветы.

Индийскою архитектуру можно назвать разновидностью скульптуры, так как многие святилища не возводились из отдельных орнаментов, а высекались из каменного монолита и по ходу работ покрывались богатейшим ковром скульптурных украшений.

С особой силой эта черта проявилась в тысячах храмов, выросших в период возрождения индуизма между 600 и 1200 годами н.э. Похожие на горы многоярусные башни покрыты резными барельефами и статуями, придающими храмам Мамаллапурама и Эллоры на редкость органичный облик.

Страницы: 1 2

Рента в период феодализма
Экономической формой реализации земельной собственности феодалов является рента. Выделяют три вида ренты: отработочная (барщина), натуральная (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). В ренте – ее виде, размере, эволюции – проявляется зависимость крестьянина (несмотря на то, что земля принадлежит или частному лицу, или государств ...

Историография борьбы белорусского народа против полонизации периода Российской империи
Присоединение Беларуси к Российской империи было логичным завершением многовековой политики России на объединение всех «русских» земель. Естественно, самым сильным доводом за объединение был довод исторический, так как остальные (экономический, культурный) давали сбой. Действительно, если интерпретировать летописи определенным образом, ...

Социалистическое строительство
История экономического развития КНР с 1949 по 1984 г. — одно из труднейших сражений, которые вел китайский народ. Эти годы можно условно разделить на 4 периода. Завершение в основном социалистических преобразований (1949—1956), после периода восстановления (1949— 1952) был осуществлен первый пятилетний план развития национальной эконом ...