FullHistoria

Подробно о истории

Позднеродовая община и племя. Локальные археологические культуры и региональные историко-культурные общности
Страница 1

История » Неолитическая культура Сахалина и Курил » Позднеродовая община и племя. Локальные археологические культуры и региональные историко-культурные общности

Особо важную роль в формировании механизмов адаптации играли способы регулирования отношений между людьми в обществе. Для эпохи неолита характерно усложнение социальной структуры. Для эпохи неолита характерно усложнение социальной структуры. Естественный рост населения заставлял разросшиеся родовые общины делится на более мелкие коллективы. В то же время вооруженная борьба с соседями за угодья требовала объединения. И соседствующие родовые группы объединялись в племена, способные противостоять пришельцам или же в свою очередь завоевывать соседнюю территорию.

Для описания социальной структуры островных обществ в данном случае используем принятую в таких случаях терминологию. Без лишней детализации и изначально отказываясь от дискуссии, используем традиционные для отечественной науки понятия «род», «племя», «социум», «этнос», что позволит выстроить более или менее стройную картину социальных и политических отношений между людьми в эпоху неолита, как мы ее видим, исходя из археологических источников.

Социум высшего порядка эпохи неолита_ племя состояло из нескольких, как правило, близких по происхождению микросоциумов – родовых групп-жителей нескольких поселков, которые контролировали ресурсы в рамках большого участка побережья острова, долины крупной реки, небольшого островка или группы островов. Каждый поселок состоял из нескольких жилищ, в котором проживали так же родственные друг другу большие семьи. Такие семьи принято называть патриархальными, так как во главе каждой из них стоял патриарх - старейший мужчина. Позднеродовая община, таким образом, была союзом больших патриархальных семей. Основной их союза были истинные либо сформированные для укрепления отношений так называемые лжеродовые представления об общем предке- тотеме, групповая собственность на угодья. Наконец, объединения требовала экономика, сложно вести промысел рыбы и зверя поодиночке. Основной единства племени, более крепкой, чем общность происхождения, была необходимость воспроизводства жизни. Последняя обеспечивалась объединением перед лицом внешней угрозы, и обеспечивал защиту и сохранение промысловых угодий для потомков.

Единство родовых общин в рамках племени фиксируется археологами по единообразию форм жилищ, планировке поселений, формам украшений и особенно по орнаменту на керамике. Если применять математическое понятие к систематике археологических данных, множество, обладающее устойчивым набором признаков материальной культуры, локализованным во времени и пространстве, воспринимается археологической культурой. Родственные друг другу археологические культуры формируют устойчивую общность более высокого порядка, которую принято называть историко-культурной. Такие общности, вероятно, отражают историю формирования племен в эпоху неолита. Одни археологи называют их археологическими культурами, другие общностями. Например, на Нижнем Амуре выделена вознесеновская культура (в другом прочтении - историко-культурная общность), на японском и Курильском архипелагах - такова культурная общность дземон (данную точку зрения автора на вознесеновскую и дземон, как на историко-культурные общности, а не культуры, разделяют не все археологи) [1с164]

Страницы: 1 2

Нововведения Ярославичей
Изложенный ниже материал является изысканиями ученого А.А. Зимина, опубликованными уже после его смерти.[5] Ученый тщательно сравнивает изменения в словах текста Краткой Правды и Пространной Правды. Именно, исследуя эти изменения, можно вычленить более древний пласт Правды Ярославичей в составе текста Пространной Правды. Первым пунктом ...

Древнеферганское государство. Борьба с ханским Китаем
В Ферганской долине еще в I тысячелетии до н.э. возникло государство с развитой оседло-земледельческой культурой. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Государством правила династия местных царей. Власть их была существенно ограничена советом старейшин из знати. Совет выбирал и смещал царя, решал вопросы войн ...

Складывание условий для появления государственности у восточных славян
Вопрос о возникновении государственности у восточных славян относится к категории сложных и недостаточно выясненных вопросов. К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства. Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью ...