FullHistoria

Подробно о истории

Введение
Страница 2

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Введение

Посадских людей того времени можно причислить к среднему сословию. Процесс восстановления, возрождения после Смуты затронул и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь начинались сдвиги, не очень крупные, но заметные.

Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному: рознь между "лучшими" посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний.

Вместе с тем, порядок внутреннего управления в главных чертах оставался неизменным: по-прежнему воеводы ведали своими областями, дела были сосредоточены в Приказах. Петр утвердил Монастырский приказ и устройство ратуши. Первая мера имела цель увеличить государственные доходы, вторая - активизировать деятельность промышленности.

Среднее сословие, в недрах которого должна была возникнуть отечественная промышленность, было предметом самого заботливого попечения государства. Чтобы увеличить массу торгового сословия, поставить его на более, высокую ступень, освободить от вмешательства чиновников, от лихоимства, Петр даровал купечеству право избирать из своей среды достойных людей, под именем бурмистров, для управления всеми торговыми делами, независимо от воевод и приказов, позволив в то же время сельским промышленникам записываться в посады. Четыре бурмистра составляли ратушу, или совет. В первоначальном устройстве, кроме дел торговых, ратуша заведовала сбором вообще всех городских доходов, делами и судами иностранных поданных, приезжавших в Россию для торговли. Было положено начало созданию фабрик и заводов, выпускающих суконную, оружейную и прочую продукцию.

С самого начала преобразований Петр всегда ощущал ожесточенную оппозицию, которая была сильна в России еще задолго до рождения Петра ко всему иностранному. Ненависть к иностранному жила в московском обществе в течение многих поколений. Раскол 1650 года и его последствия явились самой яркой иллюстрацией закоренелого консерватизма. Вкусы Петра и многое в его политике не соответствовало традиционным правилам приличия, что не могло не усиливать сопротивления переменам.

Заговоры, оскорбления царя, "безнадежно развращенного иностранными влияниями, как самозванца… продолжались в течение всего правления Петра, особенно в его первой половине".[4]

Л.Е.Шепелев отмечает, что, несмотря на учреждение губернаторства, условия и общий план реформирования приказов появились лишь в середине второго десятилетия XVll века. За образец была выбрана шведская модель государственного управления, считавшаяся в то время лучшей в Европе. Ее особенностью была коллегиальность. Предполагалось, что коллегиальное решение дел позволит соединить познания для поиска наилучших решений, а принятие решений ускорится, и они будут авторитетнее и независимее; была надежда и на то, что прекратиться казнокрадство.[5]

Очередным этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Его учреждение произошло весной 1711 года, перед отъездом царя в Прусский поход. С.В.Бушуев пишет: "В указе от 2 марта говорилось, что Сенат царь учреждает "для всегдашних наших в сих войнах отлучек", а потому слушаться Сенат нужно как его самого, но по возвращении Петра с неудачной компании Сенат не был упразднен, став постоянным органом. Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, назначенных царем для присутствия в нем, затем с 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий, а с 1722 года он получает смешанный состав, включая как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых".[6]

Сенат имел широкие полномочия. Он ведал правосудием, расходами казны и налогами, торговлей, он контролировал администрацию разных уровней. Принятие решений Сенатом осуществлялось коллегиально. Создание Сената не могло завершить реформы управления: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.

В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVll века пришли коллегии. Шепелев отмечает, что было образовано двенадцать коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-, штатс - конторы, Ревизио-коллегия, Берг-, Мануфактур-, Коммерц-, Юстиц-, Вотчинная и Духовная.[7]

Е.В.Анисимов перечисляет 9 коллегий из петровского "Реестра коллегий": чужестранных дел; Камер / или сборов/; Юстиц; Ревизион; Воинская; Адмиралтейская; Коммерц; Штатс-контр; Берг и Мануфактур.[8]

Страницы: 1 2 3

Связь управления с торговлей
Так устроялась внутренняя политическая жизнь в Киевском княжестве IX и X вв. Легко заметить основной экономический интерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявший отдаленные и разрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питала внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнюю де ...

Социальные и внешнеполитические причины.  «Союзы Союзов»
Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть, одн ...

Вклад Д.И. Менделеева в развитие метрологии и проверочного дела в России
ХХ век застал Россию с полностью сложившейся системой единиц мер веса, длины, объёма и площади. Отчасти самостоятельной, отчасти заимствованной из других стран при посредничестве торговли. К этому времени многие страны утратили свои системы мер, заменив их на метрические. Так что к этому времени в мире было только три системы мер: англи ...