FullHistoria

Подробно о истории

Введение
Страница 2

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Введение

Посадских людей того времени можно причислить к среднему сословию. Процесс восстановления, возрождения после Смуты затронул и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь начинались сдвиги, не очень крупные, но заметные.

Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному: рознь между "лучшими" посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний.

Вместе с тем, порядок внутреннего управления в главных чертах оставался неизменным: по-прежнему воеводы ведали своими областями, дела были сосредоточены в Приказах. Петр утвердил Монастырский приказ и устройство ратуши. Первая мера имела цель увеличить государственные доходы, вторая - активизировать деятельность промышленности.

Среднее сословие, в недрах которого должна была возникнуть отечественная промышленность, было предметом самого заботливого попечения государства. Чтобы увеличить массу торгового сословия, поставить его на более, высокую ступень, освободить от вмешательства чиновников, от лихоимства, Петр даровал купечеству право избирать из своей среды достойных людей, под именем бурмистров, для управления всеми торговыми делами, независимо от воевод и приказов, позволив в то же время сельским промышленникам записываться в посады. Четыре бурмистра составляли ратушу, или совет. В первоначальном устройстве, кроме дел торговых, ратуша заведовала сбором вообще всех городских доходов, делами и судами иностранных поданных, приезжавших в Россию для торговли. Было положено начало созданию фабрик и заводов, выпускающих суконную, оружейную и прочую продукцию.

С самого начала преобразований Петр всегда ощущал ожесточенную оппозицию, которая была сильна в России еще задолго до рождения Петра ко всему иностранному. Ненависть к иностранному жила в московском обществе в течение многих поколений. Раскол 1650 года и его последствия явились самой яркой иллюстрацией закоренелого консерватизма. Вкусы Петра и многое в его политике не соответствовало традиционным правилам приличия, что не могло не усиливать сопротивления переменам.

Заговоры, оскорбления царя, "безнадежно развращенного иностранными влияниями, как самозванца… продолжались в течение всего правления Петра, особенно в его первой половине".[4]

Л.Е.Шепелев отмечает, что, несмотря на учреждение губернаторства, условия и общий план реформирования приказов появились лишь в середине второго десятилетия XVll века. За образец была выбрана шведская модель государственного управления, считавшаяся в то время лучшей в Европе. Ее особенностью была коллегиальность. Предполагалось, что коллегиальное решение дел позволит соединить познания для поиска наилучших решений, а принятие решений ускорится, и они будут авторитетнее и независимее; была надежда и на то, что прекратиться казнокрадство.[5]

Очередным этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Его учреждение произошло весной 1711 года, перед отъездом царя в Прусский поход. С.В.Бушуев пишет: "В указе от 2 марта говорилось, что Сенат царь учреждает "для всегдашних наших в сих войнах отлучек", а потому слушаться Сенат нужно как его самого, но по возвращении Петра с неудачной компании Сенат не был упразднен, став постоянным органом. Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, назначенных царем для присутствия в нем, затем с 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий, а с 1722 года он получает смешанный состав, включая как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых".[6]

Сенат имел широкие полномочия. Он ведал правосудием, расходами казны и налогами, торговлей, он контролировал администрацию разных уровней. Принятие решений Сенатом осуществлялось коллегиально. Создание Сената не могло завершить реформы управления: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.

В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVll века пришли коллегии. Шепелев отмечает, что было образовано двенадцать коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-, штатс - конторы, Ревизио-коллегия, Берг-, Мануфактур-, Коммерц-, Юстиц-, Вотчинная и Духовная.[7]

Е.В.Анисимов перечисляет 9 коллегий из петровского "Реестра коллегий": чужестранных дел; Камер / или сборов/; Юстиц; Ревизион; Воинская; Адмиралтейская; Коммерц; Штатс-контр; Берг и Мануфактур.[8]

Страницы: 1 2 3

Минский Китай и внешний мир
Первая половина правления минской династии была отмечена энергичной внешней политикой, свидетельствовавшей о том, что китайская держава стремится утвердить себя как истинный центр мировой цивилизации, не ограничиваясь той ее частью, которая традиционно была объектом китайской экспансии. Именно в этот период окончательно сложилась и укре ...

Битва за Москву.
К осени 1941г. немцам удалось заблокировать Ленинград с суши, оккупировать вся Украину, прорваться к Ростову-на-Дону и на подступы к Москве. Нависла угроза захвата столицы Советского Союза. 30 сентября начались оборонительные операции советских войск на дальних подступах к Москве. Ценной колоссальных потерь, немцы сильно потеснили наши ...

Гетто и их типы. Общий план строения гетто
Гетто( от итал. Getto) - часть города, выделенная в средние века в странах Западной и Центральной Европы для изолированной жизни евреев. Иногда термин использовался для обозначения района города, где жило дискредитированное население. Во время второй мировой войны– концлагерь, созданные гитлеровцами для уничтожения еврейского населения, ...