Курманжан-Датка (1811–1907)
История » История Кыргызстана » Курманжан-Датка (1811–1907)
Родилась она в семье простого кыргыза кочевника из рода Монгуш на Алае. На 18-м году жизни ее выдали замуж, за человека которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился и она вопреки обычаям, не пошла к мужу, а осталась в Юрте отца. В 1832 г. энергичный феодал Алымбек-датка освободил ее от брачного соглашения и сам женился на ней. Роль личности Курманжан в истории Кырг-на велика и вместе с тем неоднозначна. Будучи круп-м родоправителем она в то же время на определенном этапе являлась выразителем политич-х интересов масс. Она была умной и дальновидной представительницей своего народа. После смерти Алымбека, она отомстив убийцам мужа собрала вокруг себя свиту преданных ей батыров и стала правительницей алая. Ее признали бухарский эмир Муззафар и кокандский Худояр-хан., присвоившие ей звание «датка» (соответсвует чину генерала царской армии) К 1876 г. Алай с 17380 семействами был присоеденен к России. На этой территории было образовано 5 волостей: Кичи-алайская, Науканская, Гульчинская, Узгенская и Ак-Буринская, которые вошли в состав Ошского уезда. Ими стали управлять сыновья Курманжан – Юморбек, Качибек, Асанбек и Батырбек. Правда она оставалась богатой, владела многочисленным поголовьем и пользовалась авторитетом у кыргызов., но когда двое из ее сыновей и два внука были обвинены в контрабанде, даже Курманжан со своим влиянием не смогла их выручить. Любимый сын Камчибек был казнен, а остальные закованы в цепи и сосланы на каторгу в Сибирь. Датка была раздавлена духовно, ее здоровью был нанесен непоправимый удар, она раздала свое имущество и уединилась в родном аиле. Умерла она в 1907 г. в возрасте 96 г.
Генезис человеческой жизни на китайских землях.
Достижения современной антропологии и археологии — вначале преимущественно западной, затем главным образом китайской — позволили вскрыть мощные пласты предыстории Китая. Имеются в виду не те историзованные легенды, коими насыщены многие древнекитайские источники, начиная с «Книги документов» («Шуцзин»), главы первого (наиболее раннего) ...
Оценки петровских преобразований как проблематизация
социокультурного развития России
Разнообразие оценочных мнений, размышлений и серьезных исторических исследований о преобразовательной деятельности Петра I, их живое и часто непримиримое столкновение говорит о том, что они являются средством заострить и проблематизировать или, наоборот, скрыть и завуалировать реальность социокультурного развития России. Рассуждение и о ...
Развитие ремесла и торговли в период феодализма
В Древней Руси помимо сельского хозяйства широкое развитие получило ремесленное производство. Как самостоятельная отрасль оно начало оформляться в VII–IX вв.
Центрами ремесла являлись древнерусские города. В IX–X вв. в письменных источниках сохранилось название 25 городов, таких, как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Суздаль и др. За X ...