Заключение
История » Европейское возрождение и развитие России в XVII веке » Заключение
Возникшая на основе компромисса новая власть была слабой. Вместо того, чтобы требовать, царь и Собор просили взаймы деньги у купцов Строгановых. Для содержания ратников освободившего Москву ополчения Земской собор решил собрать «пятую деньгу» с посадских жителей.
Таким образом, вопреки предсказаниям неомальтузианской теории, российский кризис не привел к укреплению этатистской монархии, скорее наоборот, он привел к ослаблению государства и монархии.[18] Следует ли отсюда, что теория должна быть отвергнута? Нет, не следует – нужно напомнить, что выводы этой теории носят вероятностный характер, она утверждает, что один из исходов более вероятен, чем другие – и только. Возможность других исходов не отвергается, и можно найти примеры, когда экосоциальный кризис не приводил к усилению монархии.
Более того, теория демографических циклов рассматривает цикл в целом, и утверждает, что переход от слабого государства с частной собственностью на землю к этатистской монархии вероятен в фазе кризиса, или до него, в фазе Сжатия. И такой переход в российском цикле XVI века действительно имел место: его завершающие моменты относятся к правлению Ивана Грозного. Что происходит с этатистской монархией позже, в период кризиса? Как показывает статистических анализ исследованных циклов, наиболее частый исход – это завоевание внешними врагами, но встречаются также случаи, когда восстанавливалась частная собственность на землю и случаи, когда существенных перемен не происходило – монархия сохранялась.
Исход российского цикла, нужно отнести, очевидно, к последнему варианту развития событий. Несмотря на тяжелый кризис, этатистская монархия устояла, и главным свидетельством этого было сохранение поместной системы и государственной собственности на землю. Дворяне не стали собственниками своих земель; они по-прежнему несли государеву службу, то есть сохранились те отношения, о которых писал Р. Ченслор: «В этой стране нет собственников, но каждый обязан идти по требованию государя…»[19]
[1] Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; С. 295
[2] Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Панченко. М., 1996 С. 187
[3] Ионов И. Н. Российская цивилизация, IX - начало ХХ вв.: Учебн. кн. общеобразоват. учреждений. М., 2001 С. 228
[4] Ионов И. Н. Российская цивилизация, IX - начало ХХ вв.: Учебн. кн. общеобразоват. учреждений. М., 2001 С. 232
[5] История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б. А. Рыбакова. М., 1999; С. 103
[6] Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с древнейших времен до конца XVII века: Учебн. для общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. 3-е изд. М., 2001 С. 392
[7] Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с древнейших времен до конца XVII века: Учебн. для общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. 3-е изд. М., 2001 С. 340
[8] Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 419
[9] Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 454
[10] Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000 С. 391
[11] Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 С. 194
[12] Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 394
[13] Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 427
[14] Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 508
[15] Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000 С. 193
[16] Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000 С. 294
[17] Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000 С. 321
[18] Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 593
[19] Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 2002 С. 597
Роль Ставки Верховного Главнокомандующего в
мобилизации сил на борьбу с врагом
С первых же дней Великой Отечественной войны Коммунистическая партия развернула гигантскую работу по организации всенародной борьбы против фашистских захватчиков, по перестройке всей жизни струны на военный лад. Центральный Комитет Коммунистической партии разработал мероприятия по мобилизации всех сил страны на борьбу с врагом. Они был ...
Развитие образования и просвещения
Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в это время он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство было неграмотным или малограмотным. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативнее тенденции. Результатом ...
Военные действия. Начало Великой Отечественной войны.
22 июля 1941 года, собрав огромную армию для вторжения-190 дивизий(5,5 млн. человек), нацистская Германия и сателлиты напали, без объявления войны, на Советский Союз. Перед нападением на СССР, Германия завоевала 12 стран Европы - Австрия, Чехословакия, Албания, Польша, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Франция, Югославия ...