Особенности трансформации системы государственного управления.Страница 1
История » Общественно-политическое развитие России после Второй мировой войны » Особенности трансформации системы государственного управления.
В результате непоследовательности действий политического руководства страны во главе с Л.И. Брежневым по развитию демократии и сохранению административно-командной практики управления не были преодолены деформации общественно-политической жизни. Возникли новые перекосы политического процесса. Усилился разрыв между официально провозглашенными демократическими принципами и практикой политической жизни. Происходили фактическое оттеснение представительных органов власти и усиление роли исполнительного аппарата.
Это особенно хорошо было видно на развитии и деятельности Советов. С приходом Н.С. Хрущева к политическому руководству на волне демократизации и оживления политической жизни Советского государства наметились и заметные демократические элементы в деятельности Советов всех уровней. Регулярно, с привлечением актива трудящихся стали проводиться сессии Советов. Вошли в практику систематические отчеты депутатов перед избирателями. Расширились число и функции постоянных комиссий Советов. Вырос постоянно действующий на общественных началах актив избирателей. По данным статистики в различные годы при постоянных комиссиях работало свыше 25 млн. человек.
Однако, несмотря на активизацию деятельности Советов, они все же в полной мере не стали общенародной организацией власти. В рассматриваемые годы, особенно во времена политического руководства Брежнева и его окружения, действовал такой хорошо отлаженный политический механизм: депутаты собирались на сессии Советов лишь для того, чтобы в течение нескольких дней обсудить и утвердить решения, подготовленные бюрократией исполнительных органов Советской власти. Тем самым депутаты всех уровней избранных Советов по существу оказывались лишенными самостоятельности и не имели возможности участвовать в законотворческой деятельности, влиять на государственное строительство, на проведение в жизнь принимаемых решений.
Справедливости ради отметим, что политическим и государственным руководством, партийными съездами и пленумами ЦК КПСС принималось множество различных решений, постановлений и распоряжений об улучшении деятельности Советов, расширении их прав и политического влияния. Только в 70-х — начале 80-х гг. было принято 14 таких постановлений. Однако реальная власть Советов на подведомственной им территории не реализовывалась. Советы не имели достаточных источников дохода. Они не получали средств от расположенных на их территории предприятий, не могли они привлекать и средства населения. В результате на местах происходило усиление ведомственной власти.
Весьма сложным оказался процесс организационного формирования Советов всех уровней. При выдвижении кандидатов практически не учитывались их организационные качества, умение ставить и решать задачи, глубоко разбираться в проблемах текущей политики. Но это было еще терпимо. Более опасно было другое: на всех уровнях в Советах оказывались люди, занимающие руководящие партийные, государственные, военные и экономические посты. Уровень же сменяемости депутатов, занимающих все эти руководящие посты, был незначительным. Более того, пребывание на определенной руководящей должности автоматически означало и вхождение в состав депутатов.
Этот процесс вел к злоупотреблению властью в центре и на местах. Но, главное, исключалась возможность контролировать действия руководящих должностных лиц.
Падал престиж Советов, снижался интерес населения к их деятельности. Социологические обследования зафиксировали, что до 40 % опрошенных не знали и не интересовались — кто представляет их в Советах (Коммунист. 1987. № 6. С. 83).
Сходные процессы характеризовали развитие других общественных организаций, профсоюзов, комсомола. В конституционном порядке была определена роль массовых организаций, расширены их права. В то же время в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше сосредоточивались на выполнении распорядительно-оперативных функций. Для политической практики рассматриваемого времени были характерны несамостоятельность общественных организаций, излишне жесткая подчиненность партийным органам.
В послевоенные годы постоянно росла численность общественных организаций страны. К началу 80-х гг. профсоюзы Советского Союза объединяли в своих рядах 130 млн. рабочих и служащих, около 12 млн. колхозников. Профсоюзным членством было охвачено 98,6 % всех работающих. Численность ВЛКСМ составила в 70-х гг. 27 млн. человек, а к началу 80-х .гг. возросла до 41,7 млн. человек. Профсоюзы, комсомольские и другие общественные организации располагали достаточно большими правами, вплоть до законодательной инициативы. Но ослабление самостоятельности, подлинных общественных начал их деятельности не позволяли им достаточно эффективно влиять на формирование и реализацию политики, корректировать те или иные решения.
Иран в позднее средневековье
Большая часть городских домов была сложена из самана (сырой земляной или глиняный кирпич) и только дома феодальной знати строились из обложенного кирпича. Улицы были узки и тесны, их редко мостили. Новая столица была застроена великолепными дворцовыми ансамблями. Особенно выделялись шахский дворец «Чехиль-сутун», шахская мечеть, медресе ...
Вотчина
Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе вс ...
Промышленность и торговля в период феодализма
Развитие хозяйства, рост внешнеполитической активности России увеличили потребность в промышленной продукции. В начале XVII в. были построены первые мануфактуры. Большая их часть принадлежала казне, царскому двору и крупному боярству.
Дворцовые мануфактуры обслуживали нужды царского двора. Одной из первых был Хамовный двор, расположенн ...
