FullHistoria

Подробно о истории

Якобинская диктатура. Конституция 1793г.
Страница 2

История » Французская буржуазная революция » Якобинская диктатура. Конституция 1793г.

Радикальный характер имеет и конституция 1793 года. Она провозглашает, что по форме правления Франция является республикой, а по форме государственного устройства она едина и неделима, т.е. представляет собой унитарное государство. Конституция отвергла жирондистскую идею об изменении административного деления Франции с целью уменьшения централизации в управлении и ослабления роли революционных масс Парижа и его городского самоуправления, называвшегося Коммуной.

По ст.122 Конституции каждому французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и другие права человека. Статья 7 Декларации 1793 г. в число личных прав граждан включила право собраний с "соблюдением спокойствия", право свободного отправления религиозных обрядов.[8]

Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж Ж Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое, и, казалось по тем временам устройство государства. В противовес проявившимся в годы революции плана регионализации Франции в ст. 1 подчеркивалось, что (французская республика едина и неделима).

Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, Конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года ). Своеобразное стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж Ж Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь, предлагать законы.

Законодательная власть принадлежит законодательному корпусу, работающему постоянно. При определении функций этого органа проводится различие между законами как актами, заключающими в себе общие нормы, и декретами — распоряжениями, касающимися отдельных случаев и лиц. Правда, это различие проведено недостаточно последовательно, так как ратификация договоров, например, отнесена к декретам, а объявление войны называется законом.

Как и в конституции 1791 года, члены законодательного корпуса пользуются депутатской неприкосновенностью. Законодательный корпус образуется прямым голосованием народа на его первичных собраниях в кантонах. Каждый избранный в законодательный корпус считается представителем всей нации, а не той группы населения, которая его избрала. В этом отношении, как и в других, якобинская конституция строго придерживалась принципа единства и централизации, противодействуя всяким местническим тенденциям.

Исполнительная власть принадлежит исполнительному совету в составе 24 членов, избираемых законодательным корпусом. На исполнительный совет возлагается руководство общим управлением и наблюдение за ним. Он может действовать только во исполнение законов и декретов законодательного корпуса.

Конституция устанавливает выборность местных органов власти.

Избирательное право по новой конституции более демократично, чем по Конституции 1791 года. Им пользовался каждый гражданин, достигший 21 года, проживающий в кантоне не менее шести месяцев и живущий своим трудом. Не пользовались этим правом женщины и лица, не имеющие самостоятельных занятий, т.е. находящиеся в услужении (домашняя прислуга). Ценз оседлости, конечно, сужал права рабочих. Избрание производилось по желанию каждого избирателя либо открытым голосованием, либо подачей записок.

Провозглашается, что французский народ есть “друг и естественный союзник свободных народов”: он не вмешивается в управление других народов и не потерпит, чтобы вмешивались в его дела.

Принятый Национальным Собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. Такая процедура была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что только «народ обсуждает и постановляет законы»( ст.10). По ряду вопросов, согласно Конституции, национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Страницы: 1 2 3

Китай
Китайская цивилизация, замкнутая на себя и наверное единственная из ныне существующих в которой правовая система отношений родилась и продолжает жить в течении столь длительного возраста, что при всей критике со стороны преемственных и заимствованных друг у друга в особенной части Романо-Германских правовых систем и Англо-Саксонских в и ...

Кредитно-финансовая сфера
Развитие предпринимательства в сфере торговли и промышленности по-прежнему сдерживалось отставанием кредита. Политика правительства в этой области в отличие, к примеру, от таможенного дела, больше была ориентирована на интересы дворян, нежели учитывала потребности купцов и промышленников. В 1770 г. Купеческий банк прекратил свое существ ...

Жизнь и деятельность н.в. калачова
Калачов Н.В. - ученый историк-юрист, академик и сенатор, родился 26 мая 1819 г., умер 25 октября 1885 г. Происходил из зажиточной дворянской семьи, родоначальником которой был дьяк Земского приказа Михаил Постник Калачев, пожалованный вотчиной за Московское осадное сиденье 1618 года. Отец Н. В. Калачова, Василий Андреевич, отставной шта ...